На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AdIndex

3 309 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Поветьев
    Китай Турцыя Бангладеш нету русской техники от слова совсем!Спрос на российск...
  • Арлег Сварогов
    Кто то хочет отжать светофорСеть дискаунтеров...
  • Галина Друзина
    Что значит, могут запретить рекламировать многожёнства, без слова могут, не лгбт, так многожёнства, запад никак не ус...В России могут за...

Бум стриминговых сервисов

За последние несколько лет подписная бизнес-модель закрепилась в

России вместе с международными стриминговыми сервисами: Netflix, Spotify, Apple

Music и другими. Российские технологические гиганты — «Сбер», «Яндекс», Mail.ru

— уже запустили комплексные подписки, которые дают пользователям доступ сразу к

нескольким продуктам из экосистем.

«Подписной бум» в России

Тренд на сервисы по подписке пришел с Запада, и сегодняшний бум

связан с изменением модели потребления и развитием цифровых продуктов.

Можно

сказать, что рынок достиг того уровня цифровой и ментальной зрелости, когда

подписная бизнес-модель стала более-менее привычной.

Если раньше клиенту, как правило, хотелось владеть каким-то

продуктом, сейчас ему чаще выгоднее и удобнее пользоваться им через сервис.

Необязательно искать на полке CD-диск, чтобы послушать трек, — найти его можно

с помощью простого стримингового приложения в любое время. Этот сдвиг парадигмы

— от продуктовой модели к модели, ориентированной на потребителя услуги, на мой

взгляд, и предопределил бум подписных сервисов. 

Разнообразие подписок огромно: есть ежемесячные, годовые,

пожизненные, на отдельный сервис или комплексные, на онлайн- или

офлайн-сервисы. В России пока больше всего популярна подписка на доступ, или

«цифровой абонемент». Он дает постоянный доступ к сервису и контенту с

привилегиями и скидками. Подписка в офлайне на нашем рынке пока развита меньше,

но такие модели уже появляются: например, в автомобильной индустрии. Порой

выгоднее «подписаться» на машину, чем покупать, обслуживать и страховать

ее.

В Штатах уже давно распространена подписка на определенный набор

продуктов, который доставляют «под дверь» с заданной периодичностью.

В России

мы пока привыкли менять свой набор потребления, выбирать и экспериментировать,

но, думаю, подобные сервисы могут стать популярными и у нас.

Частота, постоянство и другие преимущества бизнес-модели

С точки зрения бренда я выделяю два ключевых преимущества

подписной модели. Первый — удержание аудитории. Обычно пользователь, выбирая

между двумя похожими сервисами, останавливается на том, за который он уже

заплатил в рамках подписки. Второй плюс — постоянный денежный поток. Бренду

проще оценить отток, спрогнозировать свою выручку и исходя из этого выстроить

бизнес-процессы.

В комплексных подписках типа «СберПрайма» есть еще одно очевидное

преимущество — получение новой аудитории. Каждый сервис, который входит в

подписку, получает доступ к 100 млн клиентов Сбербанка. А у банка появляется

возможность привлечь дополнительную аудиторию в виде клиентов компаний

экосистемы, которые пока не пользовались финансовыми продуктами.

Наконец, подписка дает повышение частотности покупок и, в

зависимости от модели, рост среднего чека. Иногда частотность может расти

сильно, а чек, наоборот, снижаться. Например, раньше клиент заполнял

холодильник надолго вперед, потому что каждая доставка стоила денег, а

благодаря подписке и бесплатной доставке он может покупать свежие продукты

каждые два-три дня.

Для пользователей подписка — это, прежде всего, финансовая выгода.

Так, наша базовая подписка «СберПрайм» стоит 199 рублей в месяц, в него входит

десять сервисов. Standalone-подписка на аналогичный пакет Okko обойдется в те

же 199 руб. в месяц, музыкальный сервис — в 169 руб., доставка продуктов стоит

около 150 руб., и так далее. Достаточно воспользоваться двумя сервисами в

месяц, чтобы комплексная подписка окупилась.

Если посмотреть на нашу новую подписку «СберПрайм+» за 399 руб. в

месяц, то логика та же самая, но выгода еще больше, потому что помимо

лайфстайл-сервисов в нее вошел целый набор финансовых сервисов, таких как

бесплатные переводы, снятие наличных, наша лучшая банковская карта с

повышенными бонусами и льготный курс обмена валют. Кстати, понимая спрос на

финансовые сервисы наших подписчиков, мы буквально недавно добавили бесплатную

СберКарту в подписку за 199 рублей.

Недостатки для потребителей, сложности для брендов

Для бренда я бы выделил две основных сложности, связанные с

моделью подписки. Первая — сложность внедрения, которая завязана на

технологиях, финансах и маркетинговых инвестициях. Кроме того, компании важно

четко попасть в свои прогнозы по цене подписки и комплексной экономике. Если,

например, себестоимость товара в обычном магазине вырастет и продавец поднимет

цену, покупатель может этого даже не заметить. Зато он точно заметит повышение

цены на свою подписку.

Представьте: я собрался купить автомобиль. Пока раздумывал,

модель, которую я хотел, подорожала на 10%. В этом случае у меня не появится

негатива к бренду — я сам виноват, потому что долго колебался. Другая ситуация:

я подписался на автомобиль, и в какой-то момент поставщик сервиса поднял

месячную стоимость моей подписки на 10%. Мой NPS как клиента снижается, я

начинаю задумываться, а не пойти ли к конкурентам.

Для пользователя основным минусом я бы назвал сложность управления

подписками. Бум на рынке привел к тому, что их стало слишком много, и процесс

отписки часто превращается в настоящий квест. Понятно, почему бренды его

усложняют: давая хорошую цену и снижая свой аппетит к марже, они надеются

получать вдолгую гораздо больше, и удержание становится ключевым аспектом.

Мы в «СберПрайм» пошли по другому пути: пользователь легко найдет кнопку

«отписаться» в личном кабинете. Понятно, что это увеличивает наш отток, но мы

по крайней мере честны с потребителем.

В целом, комплексные подписки — это как раз решение проблемы

«подписного» бума. Клиенту не нужно вспоминать, чем он не пользовался в

последние месяцы, и искать способ отменить каждую из подписок — он в выигрыше,

даже если не использует все сервисы из представленных.

Кейс «СберПрайм»: 4000 рублей за 199 рублей

«Сбер» давно позиционирует себя как технологическая компания, и

платформенные решения позволили нам довольно быстро подготовить комплексную

подписку. Самое сложное в этом — создание единого бесшовного клиентского опыта

и финансовое моделирование. Необходимо было вникнуть в экономику каждого

сервиса внутри единой подписки, а их бизнес-модели сильно различаются. Одно

дело — online to offline, другое — стриминг, который ориентируется на

взаимоотношения с правообладателями контента. 

Каждый из сервисов, исходя из своей экономики, определил, какую

привилегию он может дать пользователю — бесплатную доставку, скидку, доступ к

контенту и так далее. Мы искали win-win для экосистемы в целом, сервисов внутри

и клиента. Единая подписка — это, по сути, полка, на которой представлены

товары. Важно правильно оформить ее, чтобы ни у кого не было ощущения, что он

на этой полке последний. А для клиента нужно определить правильную цену, чтобы

он мог легко просчитать преимущества от покупки.

В «СберПрайм» мы, по нашим подсчетам, отдаем клиенту выгоду в 4000

рублей за 199 рублей. Как в таком случае вывести экономику продукта в плюс? Как

раз за счет доступа к клиентской базе, новой аудитории, повышения частоты

потребления, удержания клиента и роста среднего чека в большинстве категорий.

Все это складывается в выручку и прибыль, которую «Сбер» считает на всю

экосистему.

Кроме того, в нашем случае стоимость привлечения клиента (CAC)

минимальна. Мы не запускаем федеральное медийное продвижение для десяти

компаний плюс банк, а через одну продажу заводим клиента во все сервисы

комплексной подписки. Эти затраты сопоставимы с CAC каждого сервиса. В этом,

наверное, и кроется ключевое зерно этой экономики.

В ценообразовании есть еще один нюанс: цену часто регулирует

рынок, наши конкуренты, в частности «Яндекс Плюс» и Combo. Увеличивая

количество сервисов, в какой-то момент мы в любом случае упремся в потолок по

цене. Можно пойти на повышение, но чаще всего потребитель, сравнивая подписки,

реагирует на стоимость, так что это приводит к риску проиграть определенные

позиции на рынке. Другой важный момент — регулирование цены правообладателями,

если говорить о стриминге (кино, музыка).

Конкуренция среди гигантов

Конкурировать на рынке единых подписок сложно, но от этого еще

более интересно. Все игроки борются за одного и того же потребителя. Думаю, что

пользователь, выбирая между комплексными подписками, помимо цены, будет

смотреть на качество сервисов внутри и бесшовность перехода между ними. В

«СберПрайме» у клиента есть единый идентификатор, так что ему достаточно

залогиниться один раз, чтобы получить все привилегии в нативном интерфейсе.

Наше очевидное преимущество — это финансовые сервисы, которыми мы

уже дополнили наши подписки. Другие технологические гиганты тоже начинают

развивать финтех-решения, но мы выигрываем с точки зрения скорости, экспертизы

и узнаваемости. Другое наше преимущество — огромная аудитория. И, наконец,

каналы продаж. Хотя наш фокус — это продажи в диджитал, на старте мы очень

активно используем офлайн-сетку по всей стране, чтобы показать клиентам, как

пользоваться подпиской. Живое общение помогает донести преимущества для

некоторых категорий пользователей, для которых подписочный сервис совершенно

новый, как и сервисы внутри подписки, о преимуществах которых они просто не

знают.

Финтех-сервисы и другие изменения в «СберПрайме»

Мы видим два вектора развития «СберПрайма» — вертикальный и

горизонтальный. Вертикальный — это наполнение и совершенствование сервисов

внутри, чтобы повысить ценность подписки в глазах клиента. Буквально недавно мы

сделали ряд больших и важных изменений в нашей базовой подписке за 199 руб.

Добавили бесплатную доставку в новом сервисе «Сбера» — «СберМегаМаркет»,

ecom-маркетплейс товаров и услуг. Мы улучшили предложения от ОККО, значительно

расширив контент, входящий в подписку, вместо скидки в «СберМобайл» предложили

бесплатную связь в размере 150 минут и 3 Гб, сделали бесплатной доставку в

«СберЕаптека» независимо от суммы чека и, самое главное, добавили финансовый

сервис в виде бесплатной СберКарты.

Горизонтальный вектор развития — это дифференциация подписки на

более дешевую и более дорогую, которая будет ориентироваться как на доход

клиента, так и на сегмент аудитории. Например, для молодежи ряд сервисов из

нашей подписки нерелевантен. Мы проводили исследования и поняли, что они не

смотрят кино онлайн, зато активно используют музыкальные сервисы. А более

доходный сегмент готов заплатить больше за лучший набор сервисов. В апреле

этого года мы сделали первый шаг в эту сторону, запустив вторую подписку

«СберПрайм+», в которую помимо лайфстайл-сервисов вошел широкий набор

финансовых сервисов, о котором я уже говорил выше.

Мы вышли на рынок позже конкурентов, так что наша задача — в

короткой перспективе не только догнать их, но и перегнать по количеству

пользователей. Мы ежедневно продаем тысячи подписок и недавно преодолели

цифру в первый миллион активных подписчиков. А, как говорится, первый миллион

самый сложный. Дальше только быстрей. Теперь мы ведем счет каждой следующей

сотни и в ближайшем будущем, уверен, отметим уже второй.

Авто и квартира по подписке, или Кому подойдет подписная бизнес-модель

Мне кажется, что внедрить подписку может практически любой бизнес.

Она хорошо подойдет тем, у кого есть постоянное потребление, в особенности — с

прогнозируемыми издержками или повторяющимся набором услуг. Это могут быть как

B2C-, так и B2B-компании: SaaS-платформы, аутсорсинг бухгалтерии, логистики и

многое другое.

При этом для разовых покупок модель тоже работает. Первый пример,

который я уже приводил, — подписка на автомобиль. Или квартира — если добавить

к аренде какие-то дополнительные сервисы вроде уборки, это вполне можно будет

назвать арендой по подписке.

Вопрос в том, как найти золотую середину: выдержать экономику и

при этом дать ценность клиенту, которая будет выгодно отличать подписку от

стандартной модели. Иначе зачем пользователю менять свое поведение? Кроме того,

важно четко понимать, для чего подписка именно вашему бизнесу, а также что вам

нужно будет в нее инвестировать с точки зрения качества сервиса и технологий. И

если все складывается — почему бы не попробовать?

Тренды подписного рынка

Я уверен, что в финансовом секторе будет появляться все больше

подписных моделей. Кроме того, подписка должна прийти в офлайн — и такие кейсы

уже есть, в частности «СберАвто».

На рынке комплексных подписок чувствуется серьезная конкуренция, и

я не исключаю, что в какой-то момент игроки все же упрутся в планку по цене.

Тогда нужно будет либо повышать стоимость, либо делать конфигуратор сервисов.

Второй вариант позволит принести клиенту больше ценности, поддерживая при этом

экономику бизнес-модели. В этой конкурентной борьбе вопрос будет в том, у кого

больше инвестиционная прочность.

Скорее всего, никто, кроме технологических гигантов, не создаст

комплексные подписки, потому что для экосистем ценность модели очевидна — им

выгодно, чтобы пользователь потреблял все сервисы: так вырастет капитализация и

прибыльность. Надо быть самоубийцей, чтобы запустить единую подписку и забрать

функцию агрегатора, потому что ни один агрегатор не слепит win-win-модель за

такую цену. 

Будут ли крупные игроки выходить за пределы своей экосистемы и

работать с отдельными standalone-сервисами? Не уверен. Чаще всего, как только

на рынке появляется стартап, который соответствует цифровому портрету и входит

в категорию daily spend, он оказывается в одной из экосистем. Либо

технологический гигант начинает очень быстро строить игрока, который закрывает

эту же потребность. Но я уверен, что единичные подписки, конечно же, на рынке

останутся. Никуда не денутся подписные модели и в сторах — ведь на этом

строится вся их экономика.

 

Ссылка на первоисточник
наверх