AdIndex

3 344 подписчика

Свежие комментарии

Как работает институт репутации в России – взгляд PR-специалистов

Как работает институт репутации в России – взгляд PR-специалистов

Участники международного исследования BDO назвали угрозу репутации бренда

основным риском для бизнеса в 2019 году. Про надвигающуюся пандемию тогда еще

никто не знал. Тем не менее вопрос репутации остается актуальным как для

бизнеса, так и для отдельных людей. В России эта тема все чаще обсуждается в

публичном пространстве, а вместе с ней и спорное функционирование института

репутации, который сложно назвать четко отлаженной бесперебойно работающей

системой. Об этом свидетельствуют крупные PR-скандалы последних лет. Прошлым

летом автопроизводитель Audi разорвал контракт с Ксенией Собчак после ее

неоднозначных высказываний о движении Black Lives Matter. Однако вакантное

место в списке партнеров телеведущей пустовало недолго — уже через месяц после

скандала «Открытые медиа» сообщили, что два крупных концерна предложили Собчак

стать их амбассадором. В вышедшем позднее рейтинге самых богатых блогеров по

версии Forbes звезда заняла восьмое место — ее доход от рекламы был оценен в

$840 тыс.

Неоднозначными стали и последствия ряда скандалов, связанных с «Аэрофлотом».

Авиакомпания несколько раз привлекала к себе негативное внимание, то лишая

клиентов платинового статуса за критику в соцсетях, как это было с Дмитрием

Алешковским, то отбирая у пассажиров накопленные мили за провоз животных с

перевесом. Последний кейс вошел в анналы пиара как борьба кота Виктора с

«Аэрофлотом». В попытках оценить влияние этих событий на репутацию компании

издание Forbes приводило данные «Медиалогии», согласно которым количество

упоминаний кота Виктора в СМИ превысило 2,8 тыс.

за первую неделю, что в два

раза превысило результаты горячо обсуждавшейся кампании Reebok со слоганом

«Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Однако долгосрочные

последствия произошедшего оценить сложно. В 2020 г. консалтер Brand Finance

признал «Аэрофлот» самым сильным брендом среди ведущих российских корпораций и

сильнейшим авиационным брендом в мире.

Нельзя сказать, что институт репутации абсолютно не работает в России. В

прошлом году резонанс получила история журналисток, работавших в самиздате

«Батенька, да вы трансформер», которые обвинили в харассменте одного из

основателей компании Егора Мостовщикова. Тема широко обсуждалась в СМИ, а сам

Мостовщиков был вынужден опубликовать большой объяснительный пост, где признал

нарушение деловой этики со своей стороны. 

В еще более громкий скандал попала телеведущая Регина Тодоренко. Серьезную

критику в соцсетях вызвали ее рассуждения о домашнем насилии, когда она задала

жертвам вопрос: «Что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил? А что ты

сделала для того, чтобы он тебя ударил?» Пользователи осудили звезду за

виктимблейминг, а от сотрудничества с телеведущей отказались такие крупные

рекламодатели, как PepsiCo, Pampers. В ответ Регина Тодоренко не только

признала свою неправоту, но и сняла фильм о домашнем насилии в России (ролик

набрал 4,3 млн просмотров на YouTube). Став символом виктимблейминга, пусть и

на короткое время, она начала представлять центр «Насилию.нет» в качестве

амбассадора и перевела организации 2 млн рублей. 

Последний пример напоминает западные кейсы, где развилась «культура отмены».

Человек или бренд, уличенный в нежелательном поведении, практически в одночасье

лишается общественной поддержки и партнерских контрактов. Первыми жертвами

такой отмены стали Харви Вайнштейн и Кевин Спейси, затем к ним присоединились

Джоан Роулинг, Роман Полански и Джонни Депп.

Существует ли институт репутации и в России и что нужно делать, если

репутации бренда или человека все же был нанесен урон, рассуждают

PR-специалисты. 

Алексей Меркутов, пресс-секретарь МТС

«При прочих равных правильный выбор — не забивать себе голову, а

представить, что институт (именно “институт”, это очень важно (сарказм))

репутации есть везде, и вести себя соответственно: быть последовательным,

открытым и адекватным. Адекватность может заключаться в том, например, что вы

не пускаетесь в рассуждения в ответ на вопрос “что делать, если ты попал в

опалу”. Кризисные ситуации бывают очень разными, и решаются они всегда

подобранным под конкретный момент набором инструментов. Вне сомнений, если до

наступления кризисной ситуации компания или публичный человек вели себя честно

и открыто, умели в самоиронию и в юмор, то это и есть составляющие репутации,

которые помогут пройти непростые моменты спокойнее и увереннее».

Янис Дзенис, PR-директор Aviasales

«Принято считать, что у России какой-то особый путь. Однако социальные

закономерности мало зависят от географии. Про институт репутации в России

многое говорит шуточная фраза: “Я не злопамятная, но я злая и память у меня

хорошая”. Именно эта память не отпускает Ксению Собчак из “Дома 2”, несмотря на

очки и интеллигентных мужей. Да и Регина Тодоренко еще долго будет ходить с

тегом “что ты сделала, чтобы он тебя не бил”, хотя вроде бы и извинилась

должным образом. То есть если антипригарную сковородку еще можно найти, то

антипригарная репутация — это что-то из области фантастики. И уж если

пригорело, нужно быть готовым потратить тонну репутационного “фейри”».

Евгения Дубовская, директор по связям с общественностью Media Direction

Group

«Публичное поле может стать минным, но люди становятся терпимее к промахам,

как известных персон, так и брендов, да и они теперь предстают перед всеми в

более человечном виде на своих страницах в соцсетях и благодаря их развитию

перестали быть недоступными. На примере Clubhouse мы видим, что задать вопрос

сегодня можно каждому.

Сейчас хорошей практикой становятся извинения за некорректную позицию или

действие; более того, такие обращения часто работают репутации в плюс, не

только отыгрывая промахи, но и формируя новый позитивный контекст вокруг

персоны или бренда. Пионерами в таких кейсах числятся в основном селебрити,

бренды пока отстают — это все еще слабо распространено в культуре их работы с

общественностью ввиду ригидности последней. Общество пока не дозрело до того,

чтобы не только шуметь и возмущаться в комментариях соцсетей, но и доводить

этот шум до реальных действий: отказов от товаров бренда или услуг.

Нельзя не отметить еще один значимый момент — конкурентные войны через

заказные кампании. Тут все намного сложнее, так как бренду, по сути, не за что

оправдываться. В таких случаях спасает только детально и заранее продуманные

антикризисные меры.

В России, в отличие от стран Запада и Америки, институт репутации

практически не развит. Среди локальных брендов пока не принято уделять внимание

репутации как стратегическому активу, а возникающие проблемы решаются либо

отсутствием конкуренции, либо неспособностью потребителей отстоять свою позицию

в конкретных, влияющих на бренд действиях. Если бренд не расписывается в том,

что “пьет кровь невинных младенцев”, то с уверенностью можно сказать, что

проблема достаточно быстро разрешается. 

Общая для всего мира тенденция — постоянный рост объема информации. Паттерн

ее потребления подразумевает клиповое мышление и низкую концентрацию внимания.

Повестка полностью обновляется каждые несколько дней — все это также размывает

репутационное поле».

Наталья Заславская, руководитель направления PR, IDS Borjomi

«Институт репутации — размытое понятие, не угадаешь, что может стать

триггером для общественного мнения. Придерживаюсь принципа по старинке: семь

раз отмерь, так как любое твое слово может быть использовано против тебя.

Раньше опинион-лидеры могли сказать что угодно, и это особо не влияло на их

дальнейшую судьбу, но с развитием технологий распространения информации такое

поведение становится все более неприемлемым. Селебрити не может себе позволить

некорректное высказывание, оскорбление, съемки в сомнительном клипе или

выступлении. Бренды отказываются от контрактов, подписчики ставят дизлайки,

репутация стремится к нулю.

Теперь каждый может влиять на инфополе, а отличить правду от ложной

информации все сложнее. Поэтому нет единого алгоритма в случае форс-мажора, но

есть логика, аналогичный опыт, анализ ситуации, быстрота реакции. Если человек

или бренд попал в опалу — оцени обстановку, пойми, что можно исправить

оперативно. Если есть объективная и доказуемая вина — признай, извинись и

дальше прокачивай поле позитивной информацией, продумай стратегию заранее. Если

ситуация “на хайпе” и ты никак на нее не влияешь, иногда лучше промолчать:

завтра будет новый хайп, и ты уже будешь не так интересен».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх