В прошлом году вы говорили, что потребительские инсайты — это фундамент
для построения стратегии продвижения продуктов. Как Dialog.X5 Insights помогает
построить этот фундамент?
Для успешного перформанса продукта нужно понять, как меняется потребление в
сети и в категории, что предлагают конкуренты и как они это делают.
Для этогоDialog.X5 Insights предлагает пользователям более 15 типов отчетов.
Все начинается с базовых модулей. Поставщик может отследить динамику метрик
по чекам и картам лояльности, понять, какой вклад они вносят в общее изменение
продаж, провести gain & loss (прибыли и убытки. — Прим. ред.) анализ,
оценить миграцию покупателей, а также проанализировать репертуарные
покупки.
Ad-hoc-отчеты работают с более широким анализом. Чтобы оптимизировать
коммуникационную стратегию, на основании истории офлайн-транзакций и поведения
в онлайн формируется профиль покупателя. Деревья принятия решений (CDT)
помогают поставщику выявить ключевые факторы, которые влияют на принятие
решения о покупке. На основании этих данных оптимизируется ассортимент и
ценообразование.
Кроме того, в Insights можно составить рейтинг промо и оценить его
эффективность для оптимизации промо стратегии бренда, а также проанализировать
инкрементальный эффект от запуска новинки, чтобы понять, стоит ли вносить
тестовые товары в регулярный ассортимент.
Insights также позволит определить покупательскую миссию и аффинитивные для
бренда категории, а также товарные группы и СКЮ, чтобы провести кросс-промо и
дополнительно разместить инстор в релевантной категории с последующим
таргетингом выбранных сегментов. И это лишь вершина айсберга.
На развитии каких продуктов сейчас сосредоточена платформа Dialog.X5 и
почему?
Dialog.X5 — это «живой» аналитический продукт. Благодаря отзывам поставщиков
в него регулярно добавляются новые типы отчетов, виды срезов данных и метрики.
К примеру, в 2021 году в продуктовый портфель платформы вошел новый инструмент
по аналитике инстор пилотов Test&Learn. Его основная цель — оценивать
эффективность тестов в магазинах, чтобы принимать решение о запуске нового
товара.
Тестировать можно практически все — размещение РОSM, изменение выкладки,
новое оборудование, работу промоутеров, активность мерчендайзеров, изменение
ассортимента, а также внедрение систем видеоаналитики, электронных ценников,
касс самообслуживания и многое другое.
Более того, в X5 начали уделять больше внимания развитию направления
Research & Development, куда входят таргетированный семплинг и опросы.
Теперь поставщик может выделить сегмент покупателей по любому критерию в
зависимости от бизнес-задачи и направить аудитории пробник через пункты выдачи
5Post или доставку Vprok.ru «Перекресток». После этого проводится
посткампейн-анализ, а также качественный анализ изменения потребления через
опросы покупателей.
С этого года Dialog.X5 стал еще более user-friendly. Пользователи получили
свободный доступ к дашбордам, которые отражают динамику ключевых метрик по
категории и рейтинг самых оборачиваемых товаров. Кроме этого, поставщики могут
подписаться на дайджесты — сводные отчеты по диагностике категории, источникам
продаж, миграции покупателей и репертуарным покупкам и получать его
периодические обновления, если им не нужно постоянно оперативно мониторить
метрики.
Какие компетенции нужны специалистам, работающим с Big Data,
применительно к задаче поиска инсайтов о потребителях?
Большие данные не имеют ценности без корректной аналитики и дальнейшей
имплементации в бизнес. Здесь требуется командная работа. Дата-аналитики могут
провести анализ, согласно техническому заданию от заказчика. Но чтобы
формировать гипотезы, ставить бизнес-цели и применять аналитику, нужно хорошо
знать категорию в области бренд- и трейд-маркетинга, коммерции, медиа и
логистики.
Рынку требуются как узкие специалисты, которые могут поделиться глубокой
экспертизой с участниками команды, так и профессионалы на стыке компетенций,
которые понимают большую картину и на основании полученных инсайтов могут
сделать выводы и дать комплексную рекомендацию по решению
бизнес-задачи.
Каковы основные вызовы, с которыми вы сталкиваетесь при работе с Big Data
в FMCG прямо сейчас?
Есть три фундаментальных вызова, с которыми сейчас сталкиваются X5.
Во-первых, трудозатратность проведения аналитики. Многие партнеры хотят
видеть решение в виде четких указаний: что, как и когда нужно сделать, чтобы
улучшить положение на рынке. Для таких рекомендаций требуется не только хорошо
разбираться в аналитике, но и отлично знать категорию, а также понимать, как
формируются выводы и как применять их на практике.
Во-вторых, отсутствие синергии. В компаниях может быть до десятка
подразделений, которым интересны аналитические продукты Dialog.X5 —
коммерческая функция, менеджмент категории, бренд- и трейд- маркетинг,
медиаотдел, инновации и логистика. При этом каждый департамент стремится
выполнить свои KPIs, которые часто не связаны между собой.
Разумеется, наибольший эффект в использовании и применении аналитических
инструментов Dialog.X5 достигается при плотной интеграции отделов внутри
компании поставщика, а также при тесном взаимодействии с сетями X5 Group и
агентствами по реализации маркетинговых инициатив.
В-третьих, партнеры хотят достичь максимального результата при минимальных
затратах, а в идеале — бесплатно. Кейсы подтверждают позитивный ROI от
инвестиций в продвинутую аналитику.
Мы редко сталкиваемся с тривиальными бизнес-задачами, поэтому готовых
рецептов успеха не существует. Однако X5 надеются, что по мере развития
экспертизы и аналитических продуктов партнеры поймут, что использование
инструментов по анализу больших данных — это не просто конкурентное
преимущество, а необходимое требование игры на рынке. В таком случае вопросы
трудовых затрат, синергии и инвестиций не будут так остро стоять на
повестке.
Свежие комментарии