— Ваша компания Otclick существует 12 лет. Расскажите, как
выглядел рекламный рынок в 2012 году? Как были представлены
AdTech-игроки?
— Рынок тогда был очень интересным. Нашим первым продуктом стала
баннерная сеть, в то время как Google и «Яндекс» показывали текстовые
объявления.
Они еще не работали с баннерной рекламой: «Яндекс» потихонькуадаптировался, а Google все еще продавал текстово-графические блоки.
Баннерную сеть мы запустили в 2011 году, а саму компанию Otclick
открыли в 2012 году. Сложная геймификация и RTB-реклама еще не появились, все
было максимально примитивно. Если сайт про спорт, значит, на нем сидит читающая
о спорте аудитория. Соответственно, нужно подобрать рекламодателя, который
соответствует этому контенту. Я помню, как мы тогда пакеты собирали не по
сегментам и аудитории, а по тематике сайта. Были пакеты «авто», «мужчины» и
«женщины» — мужской и женский лайфстайл.
Много работали с издательскими домами. Журналы в то время
переживали период трансформации из глянца в онлайн-медиа. Однажды я приехал на
встречу в Independent Media, где из всех сотрудников было всего 1–2
digital-специалиста. Сейчас костяк редакций состоит из таких профильных
экспертов: все переориентировались на аудиторию, которая читает с
телефонов.
— Да, печататься сейчас дорого.
— Остались только премиальные журналы, а местечковые истории для
бухгалтеров и юристов свернулись. Я иногда захожу в метро и удивляюсь, что там
до сих пор раздают газеты. При этом понятно, что свою аудиторию печатные СМИ
по-прежнему находят, но печатка — это очень сложно. Мне кажется, они первые,
кто почувствовал доминирование digital.
— Создавая компанию сейчас, пошли бы в
AdTech?
— Мы планируем в обозримом будущем превратиться из AdTech в
полноценную IT-компанию, потому что наработали экспертизу и готовы пробовать
новые ниши.
В то же время я считаю, что AdTech прекрасен. Он динамичен: это
одна из самых активно развивающихся индустрий в современном мире. Если бы у
меня не было AdTech-компании, я бы с радостью снова прошел весь этот путь.
Любой специалист будет пытаться реализовать себя в том, в чем он хорош.
— Как сегодня чувствует себя предпринимательство в России?
Не раз читала о нишевом бизнесе, в котором высокий порог входа, отсутствуют
большие инвестиции, а рынок перегрет.
— Когда вы приходите на рынок и встречаете там человека, он,
скорее всего, скажет, что сюда не стоило заходить. Однажды я разговаривал с
собственником рекламного агентства, который ходил на лекции Сергея Спивака,
активного лектора с нулевых годов. Собственник после выступления спросил
Сергея: «Стоит ли открывать свое рекламное агентство?» Лектор ответил:
«Нет-нет, ни в коем случае, рынок сейчас перегрет». Если бы ребята испугались и
послушались этого совета, их компания никогда не вошла бы в топ-10 независимых
агентств.
Всегда есть перегретые рынки, но digital-рынок только растет, в
том числе благодаря ИИ и появившимся гаджетам, поэтому мне кажется, что это
выигрышная среда для предпринимателей. Я считаю, что если есть желание,
понимание и экспертиза, то все получится.
— Чего не хватает предпринимательству в
России?
— Могу сказать по себе и коллегам-бизнесменам, что сегодня сложно
с инвестированием. В США и Китае, где ключевая ставка низкая, получить
банковские деньги для развития среднего и малого бизнеса легко. В России с этим
все катастрофически сложно.
Я смотрю интервью о других нишах и вижу, как многие бизнесмены
по-прежнему боятся общаться с банками, привлекать инвестиции, что-то покупать.
Все стараются жить на свои средства. Простая и понятная история в отношениях
бизнеса и финансовых институтов — то, чего не хватает среднему и малому
предпринимательству для развития в России. Это моя боль, а также компаньонов и
коллег по цеху. Все остальное не так критично.
— Недавно я увидела платформу, где привлекаются инвестиции
в стартапы от физлиц. Насколько эта история популярна?
— У меня нет знакомых, которые используют подобную схему. Когда мы
говорим о привлечении инвесторов, причем не глобальных на IPO, а о физлицах, то
эта схема кажется мне странной и попахивает нечестным бизнесом. Привлечь
много-много денег от людей, которые в этом не разбираются, сомнительно. Я бы в
такое не вписался.
— Несмотря на то, что уровень безработицы в России достиг
исторического минимума, многие индустрии продолжают испытывать кадровый голод.
Есть ли он в вашей сфере?
— В стране экономика развивается быстро, поэтому кадровый голод
касается всех. В digital-индустрии сейчас есть дефицит кадров на средние и
начальные позиции. Людей с опытом в индустрии хватает, но нет молодых
специалистов, которые приходили бы и успевали за ростом рынка.
— Есть ли решение этой проблемы?
— Все зависит от сегмента бизнеса. Если брать digital, то здесь
все прозрачно: как только мы как работодатель стали рассматривать возможность
гибридной работы, люди начали охотнее приходить на собеседования. Это
конкурентное преимущество, ведь на рынке много компаний с требованием всю
неделю ходить в офис. Много проблем связано с нежеланием молодых работать 40
часов в неделю из офиса. Даже топ-менеджеры могут уйти туда, где им предложат
полную удаленку. Сейчас работать за ноутбуком можно с комфортом из другой
страны или на даче. Люди готовы рассматривать меньшие зарплаты за нахождение
вне офиса.
Так, в digital этот запрос проработан и решен. В сфере
обслуживания или на производстве удаленка невозможна, поэтому там кадровый
голод должен решаться другими способами, например увеличением зарплат и
созданием комфортных условий труда.
— Для эффективной работы бизнеса необходимо правильное
управление командой. Как настроить коммуникацию отделов и сотрудников в
компании, чтобы процессы не посыпались как карточный домик?
— Все зависит от размеров бизнес-процессов. Например, сейчас мы
понимаем, что текущие регламенты Otclick нужно адаптировать под изменившиеся
масштабы, поэтому скрупулезно продумываем каждый процесс и переносим его на
бумагу. Во-первых, когда все описано и структурировано, нет трудностей с
увеличением размеров взаимодействующих групп. Во-вторых, можно отпускать людей
на гибрид. Получается переходный период для роста и развития компании, когда
можно говорить о таком прекрасном термине, как «регламент процессов».
Это понятный документ, который содержит правила жизни компании. Он
касается кадровых и бытовых вопросов, системы контроля исполнения задач.
Регламент можно отдать любому сотруднику, и он поймет, как все работает внутри
системы. В этом залог успеха и развития.
— Представим, что вам нужно сформировать с нуля
собственный штат. Какие компетенции для вас первостепенны?
— Зависит от того, какую по размерам компанию я хочу создать. Если
мы говорим о стартапе, то в нем нужны люди-драйверы, которые готовы много
работать и генерировать идеи. Если есть масштаб инвестиций или готовая
вложиться материнская компания, можно рисовать схему всех бизнес-процессов и
формировать перечень необходимых навыков под каждую позицию.
Даже на уровне кадрового подбора задачи требуют разного подхода. В
крупном бизнесе используешь рекрутинговые агентства и сайты. В стартапе
листаешь списки друзей и знакомых, ищешь по рекомендациям, при этом есть
специализации разработчиков, которых среди знакомых не найдешь. Тогда и в
стартапе понадобятся сторонние сервисы для поиска определенных сотрудников.
— Сегодня есть тенденция к снижению количества лет,
которые молодой сотрудник готов отработать в компании. Если раньше вчерашние
студенты приходили на предприятие и работали до пенсионного возраста, то сейчас
это уходит в прошлое. Это стало нормой на рынке занятости? Будут ли компании
инвестировать в удержание кадров?
— Да, это уже норма. У нас сформировался штат специалистов,
которые не боятся менять работу, и это круто. Такую тенденцию я заметил еще лет
пять назад. На собеседования начали приходить молодые специалисты, для которых
важна не только работа сама по себе, но и бренд, и позиционирование компании на
рынке.
Не могу сказать, что это повальное увлечение и люди готовы бросать
все, если вдруг их идеи не совпадают с ценностями компании. Большинство
по-прежнему предпочитает «советскую школу» («Если я пришел на завод, то буду
работать здесь долго»), но люди все-таки задумываются об альтернативах.
Например, мы в Otclick заботимся об удержании специалистов. Это системы
дополнительной мотивации, смена офиса на более комфортабельный, внедрение
удаленной работы.
Американский рынок в этом плане нас опережает, потому что там
вкладывают много ресурсов в удержание персонала. Когда-нибудь в Москве мы к
этому тоже придем, а регионы подтянутся. Именно компании, занимающиеся услугами
и рекламой, будут инвестировать деньги в комфорт команды.
— Молодежь все чаще отдает предпочтение компаниям с гибким
графиком. Важной для них становится слеш-карьера, то есть сочетание разных
видов деятельности. Замечаете ли вы это?
— Интересная тенденция, но я с ней не сталкивался. С точки зрения
основного принципа экономики любое развивающееся общество или компания
переходит к разделению труда. Например, выстраивание процессов в отделе
разработки, направленное на увеличение эффективности программистов, сводится к
тому, чтобы не заставлять разработчиков часто переключаться между разными
задачами. Переключение съедает много ресурсов. Слеш-карьера идет вразрез с
основным принципом экономики: человек в таком режиме быстро выгорит.
— А если мы говорим о проектах в одном направлении, но в
разных компаниях?
— Я знаю, что дизайнеры из моей компании могут работать на
выходных как фрилансеры. Для них творчество в виде отрисовки и программирования
элементов — смысл жизни, как для меня — бизнес. Они берут подработку и не
тратят ресурс на переключение.
Я по теме слеш-карьеры видел такой пример: программист, знающий
английский, становится преподавателем языка. Это совсем другой уровень траты
ресурсов, который рано или поздно приведет к выбору приоритета. Когда я читал
тренинги по продажам, требовалось время на то, чтобы перестроиться, собраться и
сфокусироваться, а потом идти и рассказывать аудитории о том, как продавать.
Мне кажется, слеш-карьера — это хайп, а не полезная практика.
— Как правильно давать обратную связь
подчиненным?
— Тут нет единого мнения. Я стараюсь со всеми выстраивать
долгосрочные взаимоотношения по системе Win-Win. Например, когда сотрудники
работают над общим делом и возникают конфликты, можно сесть и поговорить. Я даю
обратную связь по схеме партнерских взаимоотношений, то есть на равных. Мне
кажется, что единственный путь к успеху — работать вместе над общими
задачами.
Я знаю коллег, которые придерживаются системы жесткого
доминирования начальства. Схема партнерских взаимоотношений дает результат, но
и директивное руководство — тоже. Можно оценить результаты в цифрах. Если схема
доминирования подходит вам и команде нужен требовательный начальник, можно
работать в этом направлении. Как правило, руководитель подбирает людей под
себя. В Otclick мы выступаем за равноправие и общение без доминирования.
— Какие три качества важны для начинающего бизнесмена,
который решился создать бизнес в России?
— Первое качество — любовь к труду и тому, чем ты занимаешься.
Если не нравится бизнес, то не стоит туда идти, потому что свое дело — это не
про работу 40 часов в неделю, а про творчество. У меня Otclick давно
перемешался с жизнью, даже не чувствую границ. Могу работать перед сном, когда
встаю утром или сижу с ребенком. Если есть большая любовь к своему делу, то
такой режим будет давать хорошие результаты.
Второе — не бояться интуитивно принимать решения. Когда
занимаешься стартапом или небольшой компанией, часто не хватает ресурсов: нет
аналитиков и экономистов для расчета рисков. Бизнесмен должен иметь смелость
принимать решения на уровне ощущений. Например, заходить в сделки с высоким
риском и брать людей, в которых веришь и чувствуешь, что с ними все получится.
Бизнесмен без интуиции обречен на провал: все просчитать невозможно.
Третье — уметь балансировать, потому что нагрузка колоссальная.
Когда владеешь компанией, она активно вплетается в жизнь и становится
перманентной задачей. Иногда что-то не получается: хотелось одно, а получилось
другое, экспертиза не выросла... Нужно уметь переключаться, потому что иначе
любимое дело через 2–3 года начнет вызывать отторжение. Бывают периоды, когда
больше сложностей и рутины, чем побед.
В целом же предпринимательство — это уникальный путь, где важно
использовать разные стороны и качества себя. Но самое главное — это получать
удовольствие от процесса и действовать. Тогда успех рано или поздно придет.
Интервью провела Мария Хайкина
Свежие комментарии