Корпорация Unilever выделила чайный бизнес в отдельную компанию Ekaterra, а
теперь задумалась о ее продаже, пишет
Financial Times. В управление дочерней структуре передали
бренды Lipton, Brooke Bond, PG Tips, Pukka, T2, TAZO, а также чайные плантации
в Кении, Танзании и Руанде. При этом Unilever продолжает напрямую
контролировать операции в Индии, Индонезии и Непале — «по организационным
причинам».
Аналитик Euromonitor Мэтью Барри
оценивает объем розничных продаж Ekaterra в $3,6 млрд.
Источники FT сообщают, что весь чайный бизнес может обойтись покупателю в 4–5
млрд фунтов стерлингов, а в числе претендентов называют инвестфонды Advent,
Carlyle и CVC.
Очередной этап торгов должен состояться сегодня, при этом Unilever допускает
возможность партнерства и проведения IPO Ekaterra.
Сделку может осложнить конфликт с правозащитниками и замедление продаж на
развитых рынках. Обеспеченные потребители переходят на альтернативные варианты
напитков вроде кофе, травяных чаев и комбучи (чайного гриба), что выражается в
медленном, но верном снижении продаж традиционного черного чая в западных
странах. Пандемии удалось ненадолго переломить эту тенденцию, но аналитики
полагают, что снижение продаж является долгосрочным трендом.
Согласно подсчетам Euromonitor, за пять лет, с 2015 по 2020 гг. продажи
пакетированного чая Unilever в развитых странах сократились на $27 млн. В то же
время развивающиеся рынки, такие как Россия, Пакистан и Саудовская Аравия,
увеличивают потребление черного чая. Фокус на этих рынках, а также развитие
альтернативных категорий (например, травяных чаев) может стать шансом для
Ekaterra, считают эксперты.
Что касается критики правозащитников, то она имеет прямое отношение к модели
чайного бизнеса Unilever. Корпорации принадлежат крупные плантации, чьи
работники полностью зависят от их руководства. Такая модель напоминает о
колониальном прошлом и зачастую связана с нарушением прав человека.
За последние годы Unilever оказалась в центре нескольких скандалов. Один из
недавних связан с автоматизацией производственных процессов и сокращениями
рабочих мест в Кении, что вызвало недовольство профсоюзов. Однако более
серьезный конфликт связан с инцидентом 2007 г., когда во время этнических
столкновений было совершено нападение на плантацию Керичо. Нападавшие
изнасиловали 56 женщин, многие сотрудники были ранены. 218 кенийцев обратились
в органы ООН, обвинив корпорацию в отсутствии помощи пострадавшим. Жертвы
нападения добиваются компенсации и оказания медицинской и психологической
помощи.
После долгих судебных разбирательств Unilever начала собственное
расследование, чтобы разрешить конфликт с работниками плантации. Вышеописанные
проблемы беспокоят потенциальных покупателей, утверждает один из источников FT.
Другой собеседник полагает, что покупатели преувеличивают масштаб проблем с
целью сбить цену.
Свежие комментарии