Россияне переключились с услуг и путешествий на товары народного потребления, говорится в итогах 2021 года, которые подвел «Сбер Индекс». Люди не возвращаются к привычной структуре трат даже после снижения коронавирусных ограничений. В четвертом квартале этого года доля расходов на услуги составила 23,6% в сравнении с 25,4% в конце 2019 года.
Разрыв в 1,5-2% сохраняется даже в относительно благополучный, по мнению экспертов, период, когда россияне могут свободно посещать рестораны, кинотеатры и спа. При этом потребители стали чаще пользоваться безналичными платежами — их доля за год увеличилась с 56 до 61%. Аналитики ожидают, что эти показатели продолжат расти и в 2022 году благодаря развитию онлайн-торговли. В ближайшие годы доля безнала может достичь своего максимума в 85%. Россияне все чаще совершают покупки в интернете — в третьем квартале 2021 года их доля составила 12% от трат на товары и услуги. Рост онлайн-торговли сильно подтолкнули пандемийные ограничения и успехи шести ключевых экосистем — Wildberries, Ozon, AliExpress, VK, «Яндекс» и «Сбера». Доля покупок в них быстро растет: если в начале 2020 года они занимали 1% безналичных трат россиян, то к осени этот показатель достиг 3,5%. Еще одним итогом уходящего года стал рост объема ипотечных кредитов, который увеличился на 25%, до 5,5 трлн рублей. Так рынок отреагировал на понижение ключевой ставки в 2020 году. В июле изменились правила выдачи льготных пособий и снизился интерес к ипотеке на первичном рынке. Однако к концу осени интерес вернулся благодаря семьям с детьми.
Свежие комментарии