Основными отраслями креативных индустрий в Уральском федеральном округе (УФО) стали компании, которые занимаются созданием программного обеспечения (ПО), рекламой, архитектурой и музыкой. Об этом заявила заместитель директора Центра пространственного развития Юлия Петенко в ходе панельной дискуссии «Креативные индустрии — битва за человеческий капитал» на форуме «Российская креативная неделя — Урал».
Суммарная доля этих отраслей в выручке составила более 65%. Самый низкий показатель доходности — у направлений издательского дела и медиа. В целом выручка топ-50 региональных компаний, основной вид деятельности которых связан с креативными индустриями, достиг 64 млрд руб. В 2022 г. в УФО работали более 10 тыс. креативных организаций. Их суммарная выручка составила 158,9 млрд руб. С креативными индустриями связаны 3,7% всех компаний округа. Однако доля этого сегмента в общей выручке — 0,5%. Главными деятелями креативных индустрий в УФО стали индивидуальные предприниматели и МСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) — более 90% всех креативных компаний. На крупные организации приходится около 10%.
Организации из этого сектора сконцентрированы в крупнейших областях округа — в Свердловской, Челябинской и Тюменской. Практически во всех регионах разработка программного обеспечения и реклама — наиболее значимые отрасли креативных индустрий. В регионах-лидерах доля IT превышает долю рекламы, в периферийных регионах ситуация обратная.
Около 60% ежедневного активного времени человек пользуется продуктами и сервисами креативной экономики. До 2022 г. 80% этих товаров были брендами иностранных компаний. С уходом зарубежных марок на рынке уменьшилась конкуренция для российских креативных организаций. Это может помочь отечественным брендам на стадии их становления, считает Петенко. Согласно утвержденной Правительством РФ концепции развития творческих индустрий до 2030 г., системная государственная поддержка таких компаний позволит к 2030 г. увеличить долю рынка в российской экономике до 6% (сейчас она составляет 3%). Однако УФО уступает среднероссийским показателям. «Современная кризисная ситуация открывает большой потенциал для развития креативных индустрий как в России, так и в ее округах и регионах. Но для этого необходимы инструменты», — рассказала Юлия Петенко. По ее мнению, необходимо создавать образовательные центры в сфере основных направлений креативных индустрий, поддерживать экспортный потенциал, а также развивать специальную инфраструктуру — территории, которые позволят объединить креативный класс, чтобы представители сегмента обменивались опытом, идеями и привлекали инвестиции.
Свежие комментарии