В столице на микромобильном транспорте (классических и электрических
велосипедах и электросамокатах) в 2022 г. было доставлено заказов на 260 млрд
руб. — это около 4% от общей выручки ретейла и общепита в городе.
Показатель может удвоиться к 2025 г. до 500 млрд руб. и 5,6% соответственно,
согласно данным исследования Kept (экс-KPMG).
«Микромобильный транспорт сформировал новую нишу бизнесов с ультрабыстрой
доставкой, а также сделал быстрее и экономически выгоднее экспресс-доставку: на
загруженных дорогах скорость доставки на электровелосипеде на 30–40% выше
автомобильной и в два-три раза выше, чем у пешего курьера», — говорится в
отчете исследования.
По данным Департамента транспорта Москвы, в 2022 г. в сегменте доставки
работало более 100 тыс. курьеров. Из них около половины использовали
микромобильный транспорт. А к 2025 г. количество курьеров увеличится до 160
тыс.
По словам экспертов, сегмент коммерческой микромобильности может стать
экономически привлекательным для бизнеса и городов при сочетании трех факторов:
спрос бизнеса на доставку микромобильным транспортом, вложения в городскую
инфраструктуру — связную сеть велодорожек, парковки и поддержку городских
властей, правильное регулирование отрасли.
Лидером среди городов с точки зрения развития коммерческой микромобильности
стал Нью-Йорк. Доля онлайн-торговли там составляет порядка 22%, при этом более
50% курьеров используют именно микромобильный транспорт.
По уровню развития инфраструктуры Москва отстает от Нью-Йорка. Например, в
столице России на 100 тыс. жителей приходится 3,5 км велодорожек, тогда как в
Нью-Йорке этот показатель составляет около 40 км.
С точки зрения регуляторных издержек Москва находится на одном уровне с
Хельсинки и Джакартой. В российском городе приняты общие правила использования
микромобильного транспорта, но пока они «не оказывают значительного давления на
развитие коммерческой микромобильности».
«Для дальнейшего развития отрасли в Москве также решающими станут формат
и своевременность регулирования. В марте 2023 г. вступили в силу общие правила
использования микромобильного транспорта, которые включают ограничения
скоростного режима и ряд требований к пользователям. В случае поступательного
развития без преждевременных ограничений город может удвоить масштабы
коммерческого сегмента и увеличить экономический эффект от его развития уже к
2025 г.», — говорится в исследовании.
Согласно данным Data Insight, объем рынка розничной интернет-торговли в 2022
г. составил 5,7 трлн руб. и 2,8 млрд заказов. Однако темпы
роста интернет-торговли в прошлом году были ниже, чем в 2021 г. Основная
причина — уход с рынка значительной части премиального и среднего сегмента.
Kept провел для Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)
исследование коммерческой микромобильности в шести мировых мегаполисах (в
Москве, Нью-Йорке, Джакарте, Хельсинки, Мехико, Гонконге). В нем сравнивались
города с разной степенью интеграции велосипедов и электросамокатов в доставку
«последней мили».
Свежие комментарии