Финтех.
Из-за пандемии люди теряют доходы и поэтому начинают изучать инструменты
контроля расходов и управления финансами. Во всем мире в этот период появилось
несколько сервисов управления сбережениями: например стартап Better Compare
запустил бесплатный сервис сравнения цен на медицинские услуги. Выпущено и
приложение, которое помогает родителям обучать детей основам экономики: если
ребенок правильно отвечает на вопросы в викторинах, родители переводят ему
вознаграждение на привязанную дебетовую карту.
Россия, по оценкам Ersnt&Young, находится среди стран-лидеров по
проникновению финтех-сервисов. Доля тех, кто пользуется такими услугами, среди
потребителей цифровых услуг превышает 80%.
Российские банки и финтех-сервисы выходят на рынок электронной торговли.
«Сбер» мае запустил «СберМегаМаркет» на основе маркетплейса goods.ru — в
площадку будет инвестировано более 30 млрд руб. Ритейлеры в свою очередь
запускают инструменты платежей и рассрочки. Например Wildberries приобрела
«Стандарт-кредит», а Ozon создал собственную микрофинансовую организацию.
Электронная коммерция.
В e-commerce наибольшую выгоду от пандемии получили онлайн-ретейлеры и
маркетплейсы. В России всего 24% потребителей готовы покупать одежду онлайн,
для 37% всё ещё необходимо личное общение, и они предпочитают посещать
магазины. Для 20% онлайн-покупателей самый удобный канал покупки — сайт, 24%
выбирают мобильное приложение. Но всего 2% россиян используют для покупок
соцсети и 3% — мессенджеры.
Следуя мировому тренду, российские торговые сети активно развивают
экологические проекты. Например, Delivery Club в 2020 г. выпустил поясные сумки
из переработанных курьерских рюкзаков. Магнит стал открывать в магазинах пункты
приема пластика. Перекресток — установил автоматы по разливу бытовой химии в
многоразовые бутылки.
Здоровье.
Телемедицина перестала быть в России экзотической услугой — знанием о ней
обладает 67% россиян, при этом только 11% пользовались данным сервисом. В
будущем онлайн-консультациями готово воспользоваться только 19%
респондентов.
Коронакризис способствовал росту электронных медицинских сервисов в России,
как и в других странах. В 2020 г. в цифровое здравоохранение в России было
инвестировано более 3,3 млрд руб. — в три раза больше, чем годом ранее. Число
телепациентов в 2020 г. выросло до 5 млн.
Закрытие фитнес-клубов во время самоизоляции инициировало запуск приложений
для онлайн-тренировок дома. Пока что россияне, по данным «Сбера», в основном
скептически настроены к онлайн-тренировкам (заменой похода в спортзал их
считают 17%). При этом фитнес-трекерами и умными часами пользуются 18-23%,
приложениями для мониторинга здоровья и активности — 8-14%.
Развлечения.
Пандемия изменила индустрию развлечений: 55% геймеров играют в игры, чтобы
общаться с друзьями. Потенциал развития игрового направления в России высокий:
48% россиян играют в видеоигры, 72% заявляют, что играют лично или играет
кто-то из членов семьи. Также 43% россиян используют развлекательные сервисы
(соцсети, видеостриминги и др.), и 67% используют соцсети каждый или почти
каждый день.
Музыкальные стриминговые платформы становятся полноценными сервисами
развлечений за счет расширения социальных и визуальных функций.
Онлайн-кинотеатры превращаются в развлекательные центры с интегрированным
социальным взаимодействием. В пандемию практически все онлайн-кинотеатры
добавили опцию совместного просмотра. Социальные сети становятся более
интерактивными за счет новых функций, игр и развития электронной коммерции.
В период пандемии потребление цифрового медиа-контента в России, согласно
отчету Deloitte, выросло практически по всем направлениям. Доля пользователей,
скачивающих фильмы, выросла на 20 процентных пунктов (до 70%), слушающих музыку
и радио — на 14 п.п. (до 87%). Тех, кто играет в видеоигры, стало меньше — но
времени на такие занятия они стали тратить больше (при опросе «Сбера» об
увлечении пользования видеоиграми в своих семьях заявили 72%
респондентов).
Российские техгиганты активно взялись за развитие гейминга. На российском рынке
«Сбер» объявил о запуске игрового направления «СберИгры». В него войдут
продюсерский центр, издательство и студия разработки. Игровое направление
внесло основной вклад в рост выручки Mail.ru в последнем квартале. Компания
делает особую ставку на облачный гейминг — недавно Mail.ru купила разработчика
платформы облачного гейминга Playkey.
Умные устройства.
Продажи умных колонок в России в 2020 году, по оценкам Just AI, составили
800 тысяч штук — примерно на треть больше, чем годом ранее. По опросам «Сбера»,
умными колонками пользовались 21% россиян, голосовыми помощниками — 63%. В
будущем, если устройства станут более распространенными, ими готовы
пользоваться около половины опрошенных.
Виртуальные ассистенты осваивают дополнительные навыки, чтобы охватить все
сферы жизни пользователя. «Сбер» в 2020 году представил семейство виртуальных
ассистентов с разными характерами — «Сбер», «Джой» и «Афину».
«Сбер» выпустил умный экран Portal, который позволяет делать покупки во время
просмотра фильмов, играть в видеоигры с управлением жестами, заказывать еду и
многое другое.
AR/VR-устройства в России зачастую используются в образовательных целях.
Согласно опросам Сбера, технологиями виртуальной и дополненной реальности
пользуются 11% россиян, из них 10% — в сфере образования. За последние
несколько лет компании провели десятки образовательных
VR/AR-проектов.
Свежие комментарии