Ежегодно ужесточаются требования к PR-специалистам. Как со стороны
руководства компаний, так и со стороны клиентов. Просто посмотрите на
требования к пиарщикам, которые были 2–3 года назад, и на те, которые
предъявляют сейчас. Все они связаны с диджитализацией профессии. Необходимы
знания в аналитике: у каждой активности должна быть определенная цель, и
пиарщик должен понимать, каков будет итог реализованной PR-стратегии и
насколько это эффективно для бизнеса.
Если раньше PR-коммуникации были более односторонними, то сейчас мы можем
увидеть, как аудитория отреагировала на публикацию, и понять, насколько это
оказалось эффективным. Например, были ли переходы на сайт, регистрации и многое
другое. Необходимо постоянно повышать уровень своих знаний, чтобы быть
востребованным специалистом на рынке.
Пиарщику важно уметь пользоваться аналитическими системами, чтобы
глубоко исследовать аудиторию, знать, как нужно выстраивать с ней коммуникацию,
быть digital-коммуникатором, контентмейкером, понимать особенности
медиапотребления, обладать навыками сторителлинга и антикризисной стратегии.
Сейчас потенциальные кризисы в нашем информационном пространстве могут
распространяться в течение нескольких минут, и PR-специалист должен не только
понимать, в какой момент и как на это отреагировать, но и, самое главное,
сохранить холодную голову даже тогда, когда кажется, что все это какой-то
кромешный ад, из которого не выбраться.
Будьте амбассадором своей компании. Сколько работаю в Nectarin,
столько и пишу о нем. Мне нравится рассказывать о том, какая у меня интересная
сфера. Я регулярно прошу своих коллег делиться историями и фотографиями. У нас
есть система внутреннего обучения, где мы рассказываем о реализованных кейсах и
внутренней кухне.
Когда в компании становится много людей, то не все знают, чемможно гордиться. Ну прошла какая-то эффективная кампания, ну обсудили итоги на
совещании, и все. Но одна из моих задач заключается в том, чтобы каждый раз
выстраивать вокруг этого увлекательную историю, вдохновить своих коллег и
показать, что вместе мы можем многого достигнуть.
Иногда пиарщику приходится быть психологом. Это касается тех
моментов, когда ко мне приходят коллеги и говорят, что не знают, о чем
рассказывать на предстоящей конференции. Тогда я начинаю много общаться с ними,
чтобы понять, какие у них сильные стороны, узнать, в каких проектах участвовали
и можно ли эти знания превратить в экспертный лонгрид или презентацию
выступления. Мы садимся, начинаем собирать кейсы, выделяем какую-то интересную
историю в рамках общей темы, и все. Потом у специалистов появляется все больше
уверенности и желания делиться своим опытом с миром, но вначале это всегда
барьер, который преодолевается только через работу над собой.
Каждое выступление — это определенный рост. Ты можешь много раз выступить на
одну и ту же тему, но нужно постоянно дорабатывать свой материал, так как
аудитория в зале будет разная и необходимо учитывать ее интересы.
Получается, что, с одной стороны, это психологический момент, который связан
с внутренними установками на тему: «Что я буду рассказывать?», но с другой
стороны — кроме этой скромности должна быть уверенность в своих знаниях и
постоянное усовершенствование подачи и повышение качества самой информации.
Сейчас происходит бум востребованности PR-менеджеров. В 2020 году
компании попробовали жить без пиара: урезали именно эту статью расходов, но в
итоге поняли, что этого делать не нужно. Необходимо, чтобы компания все время
находилась в информационном поле, и аудитория говорила о ней. Сейчас к PR
относятся серьезнее, чем раньше, в том числе и к корпоративному пиару крупных
брендов. Руководство и владельцы компаний прекрасно понимают ценность
PR-специалистов и стараются это направление развивать.
Пиар сейчас должен быть максимально приближен к антикризисному, ведь
чтобы любые изменения стали нормой, должно пройти время. Сейчас самой большой
трудностью для пиара является блокировка привычных социальных сетей. Компании
вынуждены осваивать новые платформы. Это приводит к тому, что привычный ритм и
стратегия работы должны быть полностью переделаны в кратчайшие сроки, ведь
любое промедление может стоить компании аудитории.
При «перегоне» аудитории из одной соцсети в другую нужно уделять особое
внимание тому, как потерять минимум аудитории или не потерять вовсе. Наличие
2-3 «резервных» социальных сетей позволит компании «не выпадать» из новостной
повестки. И, конечно, важно всегда держать руку на пульсе. Так как почти каждый
день мы сталкиваемся с новыми санкциями или непредвиденными ситуациями, важно
не паниковать, а искать способы адаптации.
Ты не можешь пиарить других, если ты не пиаришь себя. Сильный личный
бренд может считываться на уровне экспертных постов в социальных сетях или
благодаря выступлениям на отраслевых мероприятиях. PR-специалист должен быть
заметным, особенно если он уже достиг определенного уровня в своей работе. Во
время лекций я советую своим студентам завести профессиональные страницы в
социальных сетях, то есть некую публичную площадку, где они могли бы
комментировать новости, рассказывать о себе как об эксперте, общаться с
коллегами и формировать свою PR-насмотренность.
Важно находиться в информационном пространстве своей отрасли, создавать
качественный контент и в то же время не гнаться за количеством лайков или
репостов, а выстраивать свой личный бренд шаг за шагом в
онлайн-пространстве.
За последние пару лет офлайн-мероприятия и тусовки отошли на второй план,
так как мы столкнулись с рядом ограничений. Это сильно изменило привычные
способы коммуникации и все, что у нас осталось, — это личные страницы, где мы
транслируем, насколько глубоко погружены в индустрию.
Да, конечно, сейчас все ограничения сняты, но мир уже сдвинулся, нейронные
цепи изменились, а мы глубоко погрузились в социальные сети.
Ну и у этого есть свои плюсы. Соцсети помогают пиарщику быть в тренде и
понимать, что происходит на рынке, какие новые инструменты появляются на
площадках, быть в курсе кадровых перестановок, графика проведения мероприятий и
многое другое.
Сейчас нужно быть максимально осторожными при публикации информации.
Любой неосторожно написанный пост или неосторожно данный комментарий может быть
воспринят как провокация. Не стоит занимать чью-либо сторону, т.к. можно
столкнуться с волной негатива в сторону компании. Пиарщик должен действовать с
«холодной» головой. Эмоции, а тем более оценки, могут подорвать авторитет
компании.
Что касается востребованности, то здесь не будет особых проблем, ведь без
хорошей пиар-стратегии выбраться из кризиса почти невозможно.
В России есть институт репутации. Аудитория мгновенно реагирует на те
или иные действия, которые совершает бренд или публичный человек. Есть реакция
и со стороны руководства компании, где работает человек, а также со стороны
бренда, например, если это просто размещение в официальных сообществах. Мы
знаем много подобных примеров. Мы даже со студентами делали одно упражнение:
рассматривали кейсы полностью в динамике, как все начиналось, когда именно
произошел кризисный момент, кто какой делал пост и что за ним последовало и так
далее — очень интересно.
Люди, которые раньше могли себе позволить какие-то определенные действия в
digital-пространстве, сейчас благодаря многочисленным примерам уже понимают,
каких последствиях их ждут. Это и расторгнутые рекламные контракты на огромные
суммы, и громкие увольнения с руководящих должностей, и «изгнание» из
профессионального сообщества.
Самая опасная ошибка пиарщика – стоять на месте. Пиарщик – это
специалист, который всегда должен следить за актуальными событиями, трендами,
инструментами, платформами и оперативно реагировать на все нововведения, чтобы
не выбыть из этой бесконечной гонки. Например, совсем недавно за считанные дни
невероятную популярность получил Clubhouse. И несмотря на то, что эта
популярность быстро угасла, задачей пиарщика было быстро отреагировать на
инфоповод и постараться сразу же включить его в свою стратегию. Необходимо
всегда искать новые способы коммуникации, интеграции, площадки, и крутить
головой на все 360.
Один из законов жизни — если закрывается одна дверь, то открывается другая.
Если закрывают одни социальные сети, то всегда должны быть другие. Важно
показать, что ваша компания бежит в ногу со временем и вы вместе с ней.
Свежие комментарии