
Влияние санкций, по числу которых Россия еще в марте стала мировым
лидером, ощутили 73% представителей российского малого бизнеса. Об этом
свидетельствуют данные проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) опроса
735 российских предпринимателей, пишет
Forbes. Бизнесмены сталкиваются с падением клиентского
спроса и ростом издержек, вынуждены менять цены, ищут новых клиентов и
поставщиков.
В первую очередь ухудшение проявилось в уменьшении числа заказов и клиентов
— с этим столкнулись 60% предпринимателей, ощутивших влияние санкций, и 44%
всех опрошенных. В своих ответах на открытый вопрос «Какие именно изменения
произошли в вашем бизнесе?
» предприниматели говорили: «нет объемов, нетработы», «сокращение объемов», «общие заказы уменьшились, люди побаиваются»,
«стала брать меньше заказов». На втором месте — рост издержек и инфляция (56% и
41% опрошенных). Замыкают топ-3 негативных эффектов проблемы с поставками (53%
и 39% опрошенных).
Среди других проблем, которые отметили респонденты во втором квартале 2022
года, отсрочки платежей и невозврат долгов (23% и 17% опрошенных), рост ставок
по кредитам (22% и 16%), сложности с переводом денег и расчетами (21% и 15%),
трудности с выплатой налогов (13% и 9%) и арендной платы (9% и 6%).
Из всех опрошенных предпринимателей не заметили негативного влияния санкций
на свой бизнес только 25%. Еще 2% затруднились ответить. При этом 65% из них
уверены, что санкционная война не разрушит экономику России.
Свежие комментарии