На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AdIndex

3 310 подписчиков

Свежие комментарии

  • Харченко Александр
    Жмоты, на краске решили сэкономить«Черноголовка» см...
  • Маша Глага
    Из за Кири даже смотреть не хочется.ТНТ покажет режис...
  • Eduard
    А у них всё создано для шпионства за нами,или фальши!Новая нейросеть G...

Интеллектуальный поиск: почему ИИ положит конец привычным search-механизмам

С развитием технологий генеративных нейросетей поиск информации становится

все умнее: перестает вести себя как машина и приобретает черты живого человека.

Это больше не игровые эксперименты — сегодня они перерастают в экономически

целесообразный инструмент поиска сначала информации, а потом и товаров и

услуг.

Amazon и Alibaba вкладывают сотни миллионов долларов в развитие собственных

языковых моделей, рассчитывая кардинально изменить с их помощью свои поисковые

системы. «Сбер» и «Яндекс» тоже продемонстрировали впечатляющие успехи в GPT, и

скоро эти разработки могут появиться не только в IT-продуктах этих гигантов, но

и в российских маркетплейсах.

Это подводит и остальных игроков e-commerce-рынка к необходимости

переосмыслить механизм работы своих поисковых движков.

От поисковых запросов к естественному языку

Несмотря на то, что ML-составляющая современных поисковых систем уже

позволяет выдавать достаточно точные результаты, сами системы все еще

ограничены семантическим ядром и не учитывают контекст. Например, если вы

попробуете найти в интернет-магазине «просторный встраиваемый холодильник под

стандартные размеры шкафа», поисковик вряд ли покажет вам то, что вы имеете в

виду, — максимум встраиваемый холодильник.

Сейчас же генеративные нейросети учатся обрабатывать естественный,

неструктурированный язык человека: длинные предложения и вопросы, с ошибками

и без ключевых слов. Такой поиск сумеет считать весь запрос, сравнить его с

имеющимися товарами и выдать максимально релевантный результат.

Так, российская нейросеть YandexGPT уже научилась агрегировать информацию из

разных источников в поиске «Яндекса». В ретейле тоже появляются

специализированные продукты — например, Shop AI, который подбирает товары на

основе естественных запросов вроде «бюджетные 4k мониторы» или «компактные

камеры для путешествий».

Ограничения у генеративных нейросетей тоже есть — они все равно

работают на основе наборов данных и, конечно, по большей части англоязычных

источников или ограниченных БД сервисов, где они работают. По сути,

взаимодействие с ними напоминает общение с синтетической личностью, которая

прочла строго определенные книги и только в рамках них и живет. Однако в любом

случае этот сервис гораздо лучше понимает запросы потребителя, нежели

классическая поисковая машина.

Поиск товаров голосом или по фото

Сегодня визуальный поиск по картинкам — удел традиционных

поисковиков. Однако в будущем этот инструмент будет активнее встраиваться в

e-commerce.

На основе загруженного фото поисковая система магазина сможет распознавать

конкретные товары — по серийному номеру или просто визуальному образу. А

если найти объект не удастся — предлагать похожие. Американский ретейлер Neiman

Marcus уже дал своим клиентам возможность находить по фотографии аксессуары,

которые им где-то понравились.

Голосовой же поиск развивается за счет более точного распознавания

речи, в том числе неструктурированной — когда человек может перебить

виртуального помощника или перескочить с мысли на мысль. Система дослушает,

преобразует все в понятный запрос и даст ответ. Потребители, которые активно

пользуются «войсами» и умными колонками, точно будут рады такому поиску.

Полагаю, уже в ближайшее время привычные интерфейсы магазинов и

маркетплейсов превратятся в гибридные — заточенные на взаимодействие

человека с ИИ в разных форматах: текстовом, голосовом и визуальном, и привычная

нам модель поиска изменится.

Развитие виртуальных помощников

Текущие виртуальные ассистенты, хоть и представляют собой сложные системы,

обогащенные машинным обучением, пока что работают в жестко ограниченном формате

«вопрос — ответ» на основе скриптов и преднастроек. Однако по мере обучения на

бОльших объемах данных они смогут лучше понимать естественный язык и общаться

почти как живой человек.

Это приведет к слиянию поиска с поддержкой — пользователи все чаще

станут использовать не классическую поисковую строку, а окно общения с

виртуальным помощником, где можно будет найти и заказать нужный товар, узнать

про наличие или доставку, повторить или отменить заказ, обратиться с вопросом

или предложением.

Уже сейчас в e-commerce появляются специализированные ИИ-ассистенты для

поиска товаров — например, Sidekick от Shopify, Inbenta и ShopMate AI.

Через год-два рынок может кардинально измениться

Как только искусственный интеллект войдет в привычку для поиска информации у

широких слоев населения, люди быстро захотят увидеть его и во всех остальных

сферах: в ретейле, при заказе еды и так далее. Во-первых, для них это

возможность получить максимум пользы и удовольствия за минимальное количество

шагов (а это священная корова любого продуктолога). Во-вторых, чем сложнее

технология и проще интерфейс, тем меньше потребитель понимает, как она

работает, и тем быстрее отвыкает от старых интерфейсов.

Поскольку у пользователя потенциально станет меньше проблем на каждом шаге,

можно ожидать, что конверсия в покупку вырастет. Поэтому крупнейшие

компании уже сейчас нащупывают, как интегрировать нейросети в свой продукт. Это

возможно за счет обогащения собственных систем GPT-технологиями либо с помощью

внедрения готовых open-source-решений.

Как именно интерфейсы привычных продуктов приспособятся к новой реальности,

вопрос пока открытый. Однако с учетом активного развития нейросетей

отечественными технологическими гигантами есть все основания полагать, что уже

через год-два мы увидим первые массовые продукты в онлайн-торговле: в «Яндекс

Маркете», «Мегамаркете» и других маркетплейсах.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх