Дискуссия прошла на Петербургском международном экономическом форуме. В ней
приняли участие Виктор Шкулев, президент Shkulev Media Holding, Руслан Новиков,
генеральный директор АО «Аргументы и факты», Анжелика Сулхаева, коммерческий
директор медиагруппы «Комсомольская правда», Михаил Федотов, директор
международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому
праву, смежным, культурным и информационным правам» НИУ ВШЭ, и Евгений Абов,
вице-президент Союза предприятий печатной индустрии.
Медихолдинг Shkulev Media Holding, в который на сегодняшний день входит
около 80-85 проектов, каждые 40-50 секунд производит единицу контента,
рассказал Виктор Шкулев. В месяц собирается около 500 млн просмотров страниц,
это огромный объем контента, дитрибутируемый по разным каналам.
«Если говорить о существующий сегодня форме, когда мы отдаем свой контент, а
поисковики или агрегаторы дистрибутируют его и зарабатывают на нем, отдавая нам
аудиторию, которую мы можем монетизировать, — она уже неплохая. В то же время у
нее есть перекос, так как себестоимость производимого нами контента достаточно
высокая, а распределение результата происходит не в нашу пользу», — рассказал
Шкулев.
Он обратил внимание на опыт Франции и Австралии, где был принят закон,
обязавший Google и Facebook платить за новостной контент.
«Это достаточно перспективная модель, которая создаст более устойчивую
конструкцию для издателей, поскольку мы получим дополнительный источник дохода.
Да, она несколько снижает рентабельность агрегаторов и поисковых систем, но не
критично для них. Мы уже видим это на примере других стран», — считает
топ-менеджер.
«Я считаю, что на российском рынке, где есть “Яндекс”, VK, Google как важный
игрок, имеет смысл на государственном уровне принять такой закон и дальше уже
дать издателям договариваться с партнерами о распределении доходов», — сказал
Шкулев.
Проблема не только в монетизации, но и в зависимом положении издателей от
технологических платформ, считает Анжелика Сулхаева, коммерческий директор
медиагруппы «Комсомольская правда».
«Правила игры постоянно меняются, мы о них узнаем уже по факту и, чтобы не
потерять трафик, вынуждены постоянно перестраивать свою редакционную политику»,
— рассказала Сулхаева. На сегодняшний день порядка 80% заходов на сайты — это
заходы с онлайн-платформ, соцсетей, «Яндекс.Новостей», Google и т.д. Все меньше
и меньше людей заходят на определенные сайты. «Я вижу только один выход:
издатели должны объединиться в рабочую группу, выработать свои предложения и
вести переговоры на государственном уровне с вовлечением онлайн-платформ, чтобы
разрешить нюансы, как в части монетизации, так и в части общих правил
игры».
С таким мнением согласился и Руслан Новиков, генеральный директор АО
«Аргументы и факты». «Алгоритмы все время меняются, они дают нам все меньше и
меньше аудитории. “Яндекс.Дзен” давал раньше 30% трафика, наша аудитория на
этой платформе за последнее время выросла значительно, наших подписчиков там
стало огромное количество, а доход от “Дзена” упал на 80%. Вся аудитория
остается там, мы ее не можем монетизировать, — рассказал
Новиков («Яндекс Новости» и «Яндекс Дзен» будут проданы VK — прим.
ред). — Мы производим контент, делаем видео, фотоленты, активно
подстраиваемся под новые требования и алгоритмы, а аудитории получаем все
меньше и меньше. Чем контент, который мы производим, отличается от музыки,
книг, кино? Если на этом зарабатывают соцсети и агрегаторы, значит, за
авторские права должны платить агрегаторы и соцсети».
Чтобы конфликт породил реальную правовую форму, нужно сначала вступить в
переговоры с новостными агрегаторами и найти взаимоприемлемое решение, считает
Михаил Федотов, НИУ ВШЭ. Если государство будет навязывать свое видение, то
победит тот, у кого лоббистские возможности больше. «Нужно на уровне
профессиональных сообществ договориться о правилах игры и после сказать об этом
государству. Это будет работать, потому что будет устраивать обе стороны. Здесь
не должно быть проигравшего», — заключил Федотов.
Свежие комментарии