Ответственность за утечку данных лежит на компании, которая их запросила, и
не относится к личной ответственности, считают россияне. Это выяснила
Ассоциация больших данныхс совместно с ВЦИОМ и IPSOS (исследование есть в
распоряжении AdIndex). Представители молодой аудитории в возрасте 18-24 лет
наоборот считают, что злоупотребление личной информацией происходит из-за
небрежности людей - 24% против 15% в среднем по выборке. Молодежь также
чувствует бОльшую защищенность своих данных (47%). Но в основном жители страны
плохо знакомы с существующими механизмами защиты.
Россияне в целом готовы предоставлять данные в обмен на улучшение сервисов,
упрощение доступа к услугам и повышение качества жизни. Но опасения в части
безопасности обработки и хранения данных в обществе сохраняются: люди опасаются
возможного доступа к данным мошенников, а также финансовых и репутационных
потерь. В качестве примеров случаев несанкционированного использования личной
информации опрошенные называют навязчивые спам-звонки. Среди респондентов 79%
относят смс и звонки от незнакомых компаний к утечке персональных данных.
Противоположного мнения придерживаются 19%. Многие считают, что компании,
собирающие данные, должны регулярно разъяснять механизмы их защиты.
Большинство россиян в целом нейтрально относятся к сбору персональных данных
компаниями и считают, что это скорее приносит пользу. При этом многие считают,
что информацию собирают для предложения и оценки товаров и услуг (42%), кто-то
думает, что для улучшения сервиса (28%), а некоторые полагают, что для
подтверждения личности (25%). В основном респонденты, при оценке безопасности
компании-получателя данных, полагаются на известность бренда, время
существования на рынке и наличие положительных отзывов от знакомых.
Основной причиной тревоги в отношении своих данных опрошенные чувствуют
из-за СМИ и социальных сетей, так как несмотря на обилие нейтральной
информации, респонденты чаще всего запоминают негативные новости об утечке
данных или мошенничестве. Дополнительно на восприятие темы влияет личный опыт
людей и опыт их знакомых. Респонденты отмечают, что меньшее беспокойство они
могли бы испытывать, если в инфополе чаще будет появляться информация о случаях
предотвращения утечек данных и борьбе с их последствиями.
Исследование было проведено Ассоциацией больших данных в июле-сентябре 2021
г. и включало в себя анализ представленности темы данных в средствах массовой
информации и социальных сетях, глубинные интервью с представителями экспертного
сообщества. Также в него входило социологические исследования: опрос 1600
респондентов из 70 регионов России совместно с ВЦИОМ; фокус-группы с участием
40 респондентов совместно с IPSOS.
Свежие комментарии