Проблемы ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) все еще
являются неизвестной для россиян темой — 76% респондентов никогда не слышали о
них,
говорится в ежеквартальном исследовании SberCIB Investment
Research. Об этих стандартах знают менее 4% опрошенных, зато увеличилась доля
тех, кто хоть что-то о них слышал, — до 20%. Причем наиболее осведомленной
категорией граждан оказались респонденты старше 30 лет. О ESG знают 5%
респондентов в этой возрастной категории, 24% просто слышали об этом, а 71% с
ним незнакомы.
По итогам третьего квартала снизилась доля россиян, готовых платить больше
за экологичные товары и услуги — с 21 до 19%. Одновременно с этим увеличилась
доля тех, кто не готов переплачивать (с 61 до 63%), и доля тех, кто может
отказаться от недостаточно экологичных товаров, — с 18 до 19%.
Катись, яблочко: потребители все чаще закупают продукты в
интернете
Закупались на маркетплейсах или в онлайн-магазинах в последние полгода 81%
респондентов (+19 п. п. за квартал). Намного чаще совершать покупки в онлайне
стали жители городов с населением меньше миллиона человек. Пункты выдачи
заказов остались наиболее востребованным способом получения покупки (69%, как и
в марте 2021 г.), а курьерская доставка продолжает терять популярность: в
Москве доля тех, кто ею пользуется, снизилась на 8 п. п., а в целом за квартал
востребованность снизилась на 3 п. п.
Растет количество покупателей, которые приобретают в онлайне продукты (+8 п.
п. за квартал), — в третьем квартале 31% пользователей интернет-магазинов
покупают продукты. По результатам исследования SberCIB, чаще всего люди
закупаются на «Сбермаркете» (36%). «Самокат» и Delivery Club используют почти
столько же процентов опрошенных — 32%. Доля «Яндекс.Go» (включая «Яндекс.Лавку»
и продукты от сторонних продавцов) составила 25%.
При выборе онлайн-магазина потребители руководствуются в основном ценой на
продукты (36%), а уже потом ассортиментом и удобством доставки (по 22%). Но в
целом аналитики зафиксировали в прошедшем квартале снижение чувствительности
респондентов к уровню цен. Доля тех, кто назвал цену важным фактором при выборе
магазина, упала на 2 п. п. относительно предыдущего квартала и третьего
квартала 2020 года — до 64%. Также выросла доля расходов на продукты питания в
доходах среднестатистического россиянина: она достигла 38,1% против 37,0%
в третьем квартале прошлого года.
Россияне планируют летать реже, но дальше
Согласно результатам исследования, темпы восстановления спроса на
авиаперевозки снизились: респонденты планируют в ближайшие 12 месяцев совершить
на 3% больше авиаперелетов, чем в прошлом году.
В июне потребители планировалиувеличить перелеты на 14%. В среднем, россияне стали чаще рассчитывать на
международные перелеты — в сентябре доля путешественников выросла до 40% по
сравнению с 37% в июне. Аналитики считают, что причина заключается в
возобновлении перелетов в Турцию и другие страны.
На фоне возрастающего спроса на международные перевозки продолжила
сокращаться доля россиян, летающих лоукостерами. Если в первом квартале 2021 г.
этот показатель составлял 64%, то во втором он снизился до 61%, а в третьем —
до 56%. Эксперты связывают это с тем, что международные авиаперелеты сейчас в
основном обслуживают обычные авиакомпании.
Свежие комментарии