В течение всего 2023 г. в России держался повышенный спрос на телевизоры и
Smart TV. Доля продаж умных телевизоров в целом на рынке в прошлом году
составила 85%, в РФ их продано 7,4 млн — рост на 45% год к году. Рынок
полностью восстановился в натуральном выражении, согласно данным исследования
J’son and Partners Consulting (есть в распоряжении AdIndex).
По прогнозу исследовательской компании совокупный среднегодовой темп роста в
этом сегменте до 2027 г. составит 6%.
Структура рынка изменилась за счет роста числа марок и доли китайских
брендов. По итогам 2023 г. в России сменился лидер продаж в сегменте
телевизоров. Китайский Haier потеснил южнокорейский Samsung. По данным FPlus,
Haier занял 11,5% рынка в штуках, второе место — у Xiaomi — 8,3% и третье — у
Hisense — 6,6%. Samsung стал четвертый с показателем 5,1% (годом ранее —
25,3%).
Кроме того, ассортимент брендов телевизоров расширился благодаря компаниям
из Турции, РФ и стран СНГ. В прошлом году 49 производителей предлагали свои
Smart TV в России. Сейчас для таких типов девайсов также работают отечественные
операционные системы (ОС): «Салют ТВ 2.0», «Яндекс ТВ» (YaOS) и Ozon TV.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», продажи Smart TV с российскими ОС за 2023 г.
увеличились в три раза — доля рынка выросла с 5 до 15%. Это связано с удобством
взаимодействия с экосистемными сервисами, такими как онлайн-кинотеатры,
голосовые помощники и умные колонки, отметили эксперты.
Что касается аудитории Smart TV в России, то более половины пользователей
таких телевизоров проживают в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн
человек. Около 63% респондентов смотрят телевизионные передачи на Smart
TV.
Различий в частоте просмотра видеоконтента между всем населением и
владельцами Smart TV нет. Более половины зрителей умных телевизоров смотрят
видеоконтент онлайн ежедневно. Еще 34,5% — несколько раз в неделю.
Почти 50% опрошенных владельцев Smart TV оплачивают подписку для просмотра
фильмов, сериалов и спорта в онлайн-кинотеатрах. Однако 48% все же предпочитают
бесплатно смотреть контент с рекламой. Аренда и покупка видео непопулярна — ими
пользуются 3,2 и 3,8% респондентов соответственно.
Анализ сделан на основании данных, собранных в январе 2024 г. во время
онлайн-опроса жителей России, в городах с населением от 100 тыс.
человек.
После 2022 г. из России ушли несколько крупных магазинов приложений, в том
числе Google Play и App Store. Эти компании приостановили свою деятельность и
ограничили доступ к своим услугам для российских пользователей. Российские
разработчики по-прежнему могут публиковать свои приложения на этих платформах,
однако с определенными ограничениями и требованиями.
Кроме того, многие зарубежные видеосервисы официально прекратили свою работу
в России. Прямой запрет на загрузку российских приложений непосредственно в
Smart TV под управлением Android TV и Apple TV сейчас существует только для
российских медиакомпаний, попавших под санкции.
В августе прошлого года правительство России утвердило перечень из 40
отечественных программ, которые производители или продавцы смартфонов,
компьютеров и цифровых телевизоров должны установить на устройства перед
продажей в России. Распоряжение вступило в силу с 1 января 2024 г. В общий
список был добавлен магазин приложений Rustore, а в перечень для Smart TV вошел
«Яндекс Браузер», а также видеосервисы Amediateka, Kion, «Билайн ТВ», «Триколор
Кино и ТВ онлайн» и «Дом.ru Movix».
Кроме того, в этом году был
опубликован проект концепции развития телевещания до 2035
г. Итоговый документ должен быть готов 1 июля. Одно из предложений —
сделать приложение «ВитринаТВ» единым для мобильных платформ и Smart TV при
распространении телеканалов первого и второго мультиплекса.
Свежие комментарии