Около 66% россиян становились жертвой мошенников при совершении
онлайн-покупок, причем 44% из них один раз, а 4% — более пяти раз. В результате
каждый третий респондент терял более 5 тыс. руб., а 3% опрошенных — более 50
тыс. руб., согласно данным опроса Ozon.
Почти 20% респондентов заявили, что попадались на уловки мошенников из-за
невнимательности или наивности.
В попытке получить «бесплатный» подарок терялиденьги 9% россиян, а в попытке получить скидку — 8%. Чаще всего россияне
встречали кибермошенников в социальных сетях — 35%, в онлайн-магазинах при
совершении покупок — 28,5%, на сервисах объявлений — 19% и в мессенджерах —
13%.
Самой распространенной схемой обмана оказалась ситуация с «исчезающим
продавцом», когда пользователь переводил деньги за товар по незнакомой ссылке,
а продавец переставал выходить на связь, — на это попадался каждый третий
россиянин.
На втором месте — телефонное мошенничество, когда злоумышленник
представляется сотрудником службы поддержки или безопасности и просит передать
персональные данные. В результате такого обмана 21% россиян сообщали банковские
данные или самостоятельно переводили деньги мошенникам.
Еще 17% получали фишинговые письма, ведущие на фальшивый сайт компании, на
котором вводили личные и банковские данные. Около 10% опрошенных переходили по
ссылкам в смс от мошенников.
Тем не менее 74% пользователей знают о правилах цифровой безопасности. Около
28% россиян не совершают покупки в социальных сетях, 25% — проверяют адрес
онлайн-магазина перед вводом банковских данных, примерно столько же опрошенных
используют отдельную карту для онлайн-покупок.
Помимо этого, пользователи создают уникальные пароли к разным сервисам —
30%, не сообщают незнакомым банковские и паспортные данные — 19%, используют
двухфакторную аутентификацию и проверенные менеджеры паролей — 16%.
Опрос был проведен методом онлайн-анкетирования в апреле 2023 г. среди 1560
жителей России в возрасте старше 18 лет, которые проживают в городах с
населением более 100 тыс. человек.
Свежие комментарии