Индекс здоровья российского бизнеса для мебельной отрасли (в эту категорию
также включена сантехника, освещение и товары для дома и офиса) по итогам
третьего квартала 2024 г. составил 54 балла из 100. Показатель вырос на шесть
баллов по сравнению с тем же периодом 2023 г., согласно данным платформы
Calltouch, банка «Точка» и сервиса hh.ru.
Одной из причин роста стало замещение продукции ушедших западных брендов
отечественными производителями, считают аналитики. В третьем квартале
количество обращений к мебельным компаниям увеличилось на 67%.
Числорегистраций новых мебельных компаний выросло на 9% год к году.
Индекс среднего бизнеса составил 58 баллов. У микропредприятий он равен 55
баллам, а у малого бизнеса — 49 баллам.
Несмотря на рост спроса, количество вакансий от предпринимателей в мебельной
отрасли снижается. По данным hh.ru, в третьем квартале было опубликовано 11,5
тыс. предложений, что на 13% меньше, чем годом ранее. При этом медианная
зарплата выросла на 21% и составила 78,4 тыс. руб.
«Мебельная отрасль показывает хороший рост, но она столкнулась с новыми
вызовами в маркетинге. Это связано не только с дефицитом рекламных площадок и
ростом стоимости рекламы, но и с использованием продавцами акций и скидок для
стимулирования спроса. У покупателей растет интерес к более бюджетной мебели,
что вместе со скидками снижает средний чек», — сказал Артур Саркисян,
коммерческий директор Calltouch.
Индекс здоровья для сегмента «продукты питания» составил 54 балла, что на 15
баллов выше, чем в прошлом году. В этот сегмент входит продажа и производство
продуктов питания и напитков.
Одной из причин укрепления позиций компаний стал рост объемов собственного
производства пищевой продукции в стране. Так, в январе — сентябре 2024 г.
продуктов питания произвели на 4%, а напитков почти на 10% больше, чем в
аналогичный период год назад, рассказали аналитики.
Количество обращений в продуктовые компании выросло на 88% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. А в соответствии с данными реестров ЕГРЮЛ и
ЕГРИП, в конце третьего квартала 2024 г. в продуктовом сегменте на 3 тыс.
компании больше, чем год назад, — почти 511 тыс.
При этом сократилось число вакансий — на 12% по сравнению с прошлым годом.
Однако медианная зарплата увеличилась на четверть и составила 65,1 тыс.
руб.
Индекс здоровья микробизнеса в третьем квартале составил 57 баллов. У малого
и среднего бизнеса — 51 и 53 балла соответственно.
«Основной риск, который здесь может быть, — это снижение
покупательской способности населения. Уже сейчас производители и ретейлеры
стараются не полностью перекладывать на конечного потребителя увеличение цен.
При этом обороты компаний все равно растут. По нашим данным, объем денег,
прошедших через компании этого сектора МСП в третьем квартале 2024 г., в
среднем на 9% больше, чем год назад», — говорит Юлия Криган, data-журналист
банка «Точка».
Индекс здоровья российского бизнеса в сфере образования составил 51 балл —
рост на 26 баллов год к году. За третий квартал количество обращений в
образовательные учреждения выросло почти вдвое — на 99%. При этом в первом
полугодии 2024 г. доля повторных продаж составила 52%.
Почти половину рынка занимают крупные игроки: образовательные продукты VK
(доля 15%), холдинг Skyeng (9,9%), «Синергия» (7,8%), «Сбер» (7%), «Яндекс»
(5,6%). Тем не менее индекс средних и малых компаний составил 66 и 57 баллов
соответственно. Число регистраций выросло на 20%. Однако микропредприятия менее
стабильны — их индекс достиг 30 баллов.
«В третьем квартале 2024 г. количество вакансий снизилось на 11%. Сейчас
медианная зарплата составляет 64 тыс. руб., и это на 16% больше, чем год назад.
В таких условиях проблема нехватки кадров нередко решается за счет
автоматизации», — сказала Мария Игнатова, руководитель направления
маркетинговых исследований hh.ru.
По итогам 2023 г. Индекс здоровья российского бизнеса
составил 61,5 балла из 100. В топ самых быстрорастущих
отраслей вошли интернет-торговля — рост на 25 баллов, реклама — на 22 балла,
туризм — на 14 баллов.
Индекс здоровья российского бизнеса состоит из данных: по оборотам,
налогам и циклу жизни бизнеса банка «Точка», по продвижению и рекламе
Calltouch, по рынку труда и зарплатам hh.ru. В исследовании три среза: микро-,
малый и средний бизнес. За образцовый год был взят допандемийный 2019 г. и
проанализированы 2020–2024 гг. Индекс обновляется ежеквартально.
Свежие комментарии