Позитивнее всего к возвращению иностранных компаний относятся молодые
предприниматели возрастом до 34 лет — 49% респондентов считают это
положительным трендом и 3% — негативным. Бизнесмены старше 55 лет меньше всего
хотят снова видеть в России заграничные бренды — 13% считают, что это
негативный тренд, согласно опросу банка «Точка» и бизнес-клуба «Реформа».
В целом более половины (52%) опрошенных российских предпринимателей считают,
что возможное возвращение зарубежных компаний в страну — это «неоднозначный
тренд». Треть респондентов видят в этом позитивную тенденцию и 9% настроены к
такой перспективе негативно.
Около 27% российских предпринимателей готовы сотрудничать с вернувшимися
компаниями, запускать совместные проекты и франшизы, но только в зависимости от
того, насколько выгодными будут условия. Такой ответ реже выбирали москвичи
(19%), чем представители других регионов (29%).
При этом 23% опрошенных склоняются к тому, чтобы отказаться от такого
сотрудничества, потому что они сосредоточены на развитии собственного бизнеса,
а 18% уверены, что откажутся, поскольку строят исключительно отечественный
бренд. Причем чаще такой принципиальный ответ дают жители других регионов
(20%), чем предприниматели из Москвы и Санкт-Петербурга (13% и 14%
соответственно).
Четверть российских предпринимателей ощутили негативные последствия, когда
иностранные компании ушли с рынка — они столкнулись с дефицитом товаров и
услуг. Чаще этот эффект ощущали женщины-предприниматели — 31% женщин против 25%
мужчин.
Еще 20% предпринимателей столкнулись с трудностями в обеспечении поставок.
Однако об этом чаще говорят бизнесмены из Москвы (26%), чем из других регионов
(15%).
При этом часть предпринимателей отметили положительные последствия. Так, 18%
опрошенных считают, что уход зарубежных компаний открыл возможности для местных
производителей: они смогли вовремя среагировать, предложить похожие продукты и
за счет этого занять свободные теперь ниши.
Еще 18% заметили, что клиенты после ухода иностранных брендов сами начали
искать альтернативы и чаще интересоваться локальными продуктами, а это уже
открыло новые возможности для бизнеса. Причем такой эффект в большей мере
отмечают владельцы бизнесов с оборотом 60 млн руб. и выше (30%). Более 40%
респондентов считают, что уход зарубежных брендов никак не повлиял на их
бизнес.
Аналитики опросили более 500 руководителей малого и микробизнеса.
Свежие комментарии