Как покупатели приобретают продукты питания в интернете, какие игроки растут на этом рынке быстрее других и что будет развивать сегмент в будущем году
В этом году FMCG-товары через интернет покупали 35% домохозяйств, однако в общем обороте рынка в деньгах на этот канал пришлось около 2%.
Об этом говорится в исследовании компании GfK. Эксперты отмечают, что в целом канал имеет большой потенциал роста — с июля 2018 по июнь 2019 гг. e-commerce в FMCG вырос в годовом выражении на 33%.Непродовольственные товары до сих пор преобладают над продуктами питания в корзине потребителя, констатирую эксперты. Наиболее популярными остаются такие категории товаров, как бытовая химия, товары для красоты, ухода, гигиены и пр. Проникновение онлайн-покупок продовольственных товаров по всей стране, включая городскую и сельскую местность, составляет 7%. Однако в городах миллионниках эта доля заметно выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге продукты в интернете покупали 26% и 20% домохозяйств соответственно.
Как покупают
Несмотря на некоторое снижение среднего чека за последний год, в структуре затрат онлайн-ритейлеров, продающих продукты питания, по-прежнему доминируют крупные покупки, содержащие больше 12 категорий. Такие заказы обеспечивают почти половину оборота канала. Поэтому каналами-донорами, с которых потребитель переключается на онлайн при покупке продуктов питания, чаще всего являются гипермаркеты, магазины Cash&Carry и супермаркеты, так как онлайн-канал по структуре миссий наиболее схож с этими форматами, говорится в исследовании. Также эксперты отметили рост многоканального поведения – потребитель добавляет онлайн к репертуару своих офлайн-магазинов.
Ключевые площадки
Основные игроки продовольственного онлайн-ритейла: Ozon, «О’Кей», «Перекресток» и «Утконос». На их долю в онлайн-покупках продовольствия приходится порядка 84% оборота канала в целом по России. У каждой из сетей есть как свои преимущества, так и зоны ближайшего развития. В Москве, где самая высокая концентрация целевой аудитории продовольственного онлайна и самое высокое проникновение интернета, на первом месте держится «Утконос». В Санкт-Петербурге – «О’Кей». Вместе эти два ритейлера имеют заметное преимущество и прочный имидж фреш-специалистов среди онлайн-покупателей продуктов, говорят эксперты. «Перекрестку», который сейчас на уровне Москвы и Санкт-Петербурга входит в тройку лидеров, удалось в этом году нарастить размер корзины и частоту покупок. Ozon за последнее время увеличил свою долю за счет активного развития в регионах. Там он безусловный лидер продовольственного онлайн-сегмента и за счет этого вышел на первое место в целом по России.
Сервисы доставки покупок из продовольственных магазинов пока носят нишевый характер и средняя частота заказов не высока.
Драйверы продуктового онлайн-ритейла
- Основной драйвер покупки продуктов питания онлайн — экономия времени и преимущества доставки (не нужно нести, не надо никуда ехать, привезут ко времени), и эти преимущества надо продолжать закреплять в коммуникации с потребителем. Эксперты также обращают внимание на необходимость работы с барьерами. Те, кто не покупает продукты питания в онлайне, хотели бы получить различные гарантии качества и свежести. Кроме этого, значительная доля тех, кто пока не делает покупки продуктов в интернете, но мог бы, отмечают высокую стоимость доставки.
- Канал e-сommerce привлекателен для премиальной аудитории. Доля FMCG товаров премиального ценового сегмента составляет более 50% от оборота канала в денежном выражении. Кроме этого, принципиальное отличие покупателя канала онлайн ритейла, продающего продукты питания, – более высокий средний доход (45,1 тыс. рублей на члена семьи в сравнении с типичным FMCG покупателем в целом – 30,8 тыс. рублей).
- Новым источником роста для онлайн-ритейла, продающего продукты питания, может стать выход на аудиторию с меньшими доходами, нацеленную на выгодные цены. Ведь второй фактор, привлекающий покупателя – скидки. e-commerce характеризуется более высокой долей промо в сравнении с другими FMCG каналами торговли. При этом, e-commerce ритейлеры, продающие продукты питания, показывают высокие темпы роста доли промо, опережая канал в целом. Программы лояльности с персональными предиктивными предложениями, которые позволяют избежать плоского промо (одинаковые скидки всем), помогут укрепить отношения как с любителями экономии, так и с премиальной аудиторией, предпочитающей комфорт.
- Еще одна возможность — привлечение активных ЗОЖ-покупателей и работа с так называемыми оккейженами – ситуациями покупки: большие закупки к праздникам, на дачу и т.п.
Исследование продовольственного онлайн-ритейла было проведено в рамках комплексного проекта «Российский ритейл монитор GfK» - аналитике данных потребительской панели GfK по покупкам товаров повседневного спроса (FMCG) и опросов покупателей в городской и сельской России.
Свежие комментарии