Глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и глава
комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой
России» внесли в Госдуму закон о регулировании деятельности
маркетплейсов. В частности, проект запретит торговым площадкам требовать с
покупателя компенсацию за возврат товара.
Проект разработан в целях установления основ государственного регулирования
деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов). Документ
определяет права и обязанности продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов
(ПВЗ) и самих торговых площадок.
Законопроект предлагает ввести общее регулирование для всех маркетплейсов и
дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. В пояснительной
записке отмечается, что маркетплейсы, имеющие значительное положение на рынке,
могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы
вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения
договоров оферты.
Компаниям, которые занимают более 20% рынка, предлагается запретить изменять
условия договора услуг и ухудшать положение продавцов и владельцев ПВЗ без
предварительного уведомления (не менее чем за 30 дней). Кроме того, таким
маркетплейсам хотят запретить создавать условия для продажи собственных
торговых марок (СТМ) в ущерб продаже товаров других продавцов.
Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может
превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие
услуги. А суммарный размер неустоек за неисполнение продавцом договора не
должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено
нарушение.
Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 марта 2025 г.
Контролировать соблюдение описанных в нем требований будет Федеральная
антимонопольная служба (ФАС).
В пресс-службе Wildberries (где также действует платный
возврат) рассказали AdIndex, что законопроект с компанией не
обсуждался.
«Индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних
предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их
сотрудникам. Учитывая это, регулярные инициативы о новом регулировании
маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на
долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий
характер», — сообщил маркетплейс.
Свежие комментарии