Продажи нелегальных электронных систем доставки никотина (ЭСДН) в онлайне по
итогам года достигнут 46 млн устройств, что эквивалентно сумме в 23 млрд руб.,
пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование сервиса Gorodissky
IP Security. По данным аналитиков, этот показатель вдвое больше, чем в прошлом
году, а бюджет недосчитается 4,2 млрд руб. из-за нелегальных продаж.
Нелегальный онлайн-рынок ЭСДН в 2022 г. может вырасти до 28,9 млрд руб.,
считают эксперты. Тогда потери бюджета превысят 5,2 млрд руб. К нелегальным в
своем исследовании авторы относили продажи электронных сигарет с содержанием
никотина через интернет.
Согласно действующему законодательству, онлайн-торговля ими запрещена, в
отличие от устройств для курения, где никотин не содержится, но их в любом
случае запрещено продавать несовершеннолетним, объяснил изданию старший юрист
юридической фирмы «Косенков и Суворов» Василий Хохлов. Во время своих подсчетов
аналитики учитывали и сами устройства, но контрафактные, то есть те, что
продаются дешевле официальных цен.
Основные каналы продаж нелегальных ЭСДН в онлайне — это сайты и соцсети,
говорится в исследовании. В целом, аудитория всех специализированных площадок
превышает 30 млн пользователей. В ходе исследования аналитики обнаружили в
соцсетях 4,7 тыс. сообществ и аккаунтов, реализующих вейпы и электронные
сигареты. При этом наибольшая аудитория у групп в «ВКонтакте» — 77,1%,
достаточное количество подписчиков у тематических аккаунтов в Instagram —
13,7%. А в Telegram даже распространены оптовые продажи нелегальных ЭСДН.
Роскомнадзор на основании решений судов ограничивает доступ к подобным
ресурсам, рассказали изданию в ведомстве.
В «ВКонтакте» не все группы и аккаунты, тематика которых связана с
электронными сигаретами, нарушают законодательство или правила соцсети,
сообщили изданию в пресс-службе платформы. По словам представителя
соцсети, сервис блокирует группы и профили, где есть информация о дистанционной
продаже никотина или никотинсодержащей продукции.
Торговля этим видом товаров высокорентабельна. Согласно результатам
исследования, при средней стоимости для конечного потребителя в 500 руб.
наценка на устройство составляет около 150%. Самым популярным нелегально
продающимся брендом стал HQD — на него приходится 36% всех онлайн-продаж,
выяснили аналитики. В тройке лидеров также производители Puff Bar (28%) и
Maskking (20%).
Нелегальные онлайн-продажи — серьезная проблема, но в большей степени она
касается не одноразовых устройств, а жидкостей с никотином для их заправки,
отметил председатель правления ассоциации ПАУРРЭНС (объединяет участников рынка
электронных никотиновых систем) Максим Королев. По его словам, официально в
Россию не ввозится жидкий чистый никотин, то есть лицензий на него не
выдавалось, но предложений в сети достаточно.
Свежие комментарии