Снова оказались в фокусе внимания все возможные форматы корпоративных медиа
— об их будущем эксперты горячо обсуждали и на ежегодной отраслевой конференции
«Роль коммуникации и корпоративных медиа в стратегическом управлении компанией»
и на всероссийском конкурсе «Лучшее корпоративное медиа-2022».
Главный вопрос,который заботит экспертов, — какими станут корпоративные экосистемы в свете
настоящих событий?
Ценность плеча
Пожалуй, нет более старой и универсальной темы, чем обсуждение сокращений
бюджета. Как в мемах: «в любой непонятной ситуации… сокращай бюджет».
Разумеется, как только зашла речь о новых турбулентных временах в экономике,
начались сокращения бюджетов на PR-активность. При этом в корпорациях, к
удивлению многих, эти бюджеты не сократились. Компании, занимающие свою нишу на
рынке, стремятся сохранить позиции, а это значит – поддерживать нужно
лояльность и сотрудников, и клиентов. Эксперты сходятся во мнении, что в
нынешней ситуации нельзя сокращать или, тем более, прекращать коммуникацию ни
внутри компании, ни во внешней среде. Напротив – нужно находиться в контакте со
своей аудиторией. Человеческий капитал, социальный капитал нуждается в
подпитке, в инвестициях. Особенно в трудные времена. С этим сложно
поспорить.
Чтобы получить проценты в будущем, бизнес инвестирует в продукт или
производство. Чтобы получить возможность стабильно и бесперебойно работать,
важно инвестировать в лояльность внешнего и внутреннего клиента. Внутренний
клиент, конечно, сотрудник компании, который не менее важен, чем внешний.
Тут есть токсичные мифы. Один из них – среди предпринимателей, как правило,
«старой закалки», о том, что в период кризиса необязательно вкладываться в
поощрения, конкурсы и всякие «печеньки» для сотрудников, ведь безработица и на
место одного уволившегося придут 10 новых с более скромными запросами. Но
ведь надо считать все. Сколько вы потратите на обучение этих «новых»? Где
уверенность, что с этими новыми знаниями они не уйдут к конкуренту при первой
же возможности? Диалог с сотрудниками сейчас становится особенным важным.
Транслирование уверенности в завтрашнем дне и корпоративных ценностей
может стать мощным драйвером для персонала.
Информационная экосистема – универсальный инструмент
Продолжая разговор о бюджете – тут есть и приятный бонус. Переходя на
электронный формат изданий в целях оптимизации, компании получают и более
современный продукт. Многие из диджитал-журналов корпораций выходят за рамки
«электронной версии» — это полноценные мультимедийные проекты, которые хочется
читать. Например, корпоративный деловой журнал РЖД – «РЖД-партнер» — объективно
живой и интересный портал, где новости появляются не реже, чем в привычных нам
медиа. Корпоративные диджитал-СМИ такими и должны быть – актуальными,
динамичными.
Абсолютным трендом можно назвать создание полноценных информационных
экосистем, в которых, помимо бумажной версии журнала, есть сайт, а еще и
телеграм-канал, и, возможно, приложение и социальные сети. Одним из ярких
примеров является информационная экосистема «Сбера». Тут есть и удобные
приложения, и различные инструменты для ведения бизнеса, и чат-бот «Сберкот», и
отдельный канал для читателей и одновременно для СМИ — «СберПресс». Информация
подается комплексно, через разные каналы, что позволяет поддерживать лояльность
разных аудиторий, важных для бизнеса.
Есть и вопрос коммуникаций внутри компании. Корпоративные форумы и чаты
изначально не были особенно популярными, и внедрялись либо в очень больших
компаниях, где использовались такие инструменты, как интранет, либо в
IT-сообществах, где просто самим сотрудникам нравилось создавать дополнительные
«пространства» для общения.
В подобных корпорациях они будут использоваться еще какое-то время.
Для представителей малого и среднего бизнеса остаются чаты в популярных
мессенджерах, которые позволяют решать просто операционные задачи. Но также
важно понимать, что грамотный управленец или эйчар встроит в информационную
экосистему и подобный чат: ведь, помимо информации о том, что надо подписать
договор аренды или вовремя прислать отчет, в нем могут также транслироваться
главные и самые важные новости компании.
Знающие люди
Вторым важным трендом можно назвать экспертность. Сейчас очень много
источников, которые дают неполную, обрывочную или искаженную информацию, много
«инфо-шума». Компания, которая проявляет заботу о своих сотрудниках и клиентах,
даст им «чистый продукт» – проверенную информацию, аргументированные мнения.
Поэтому сейчас в современных корпоративных журналах выражен тренд на
экспертность, информативность и авторскую подачу материалов. Язык изложения –
еще одна важная история. Надо уходить от архаизмов и быть одинаково интересными
для разных слоев аудитории и новых поколений, выросших на инфографике и
соцсетях.
И третий тренд – это обучение. Если HR компании не использует корпоративный
журнал, сайт или другие инструменты для продвижения и внедрения обучающего
контента, упускаются возможности не только для обучения сотрудников, но и для
повышения их мотивации, лояльности к компании. Например, на конкурсе «Лучшее
корпоративное СМИ» мы оценивали огромное количество интересных видеоработ и
здесь тоже был обозначен вышеупомянутый тренд. Сейчас популярность
корпоративного видео, как инструмента, неуклонно растет. Одной из
тенденций можно назвать «обучающее, понятное видео», дающее важную информацию,
в том числе, привлекающее внимание к актуальным социальным проблемам.
Бороздим просторы Вселенных
Какая роль в развитии информационных экосистем отводится такой инновации,
как корпоративные метавселенные?
Корпоративные метавселенные – это новая реальность, но пока что… не для
всех. Пожалуй, даже для компаний-гигантов, которые могут себе их позволить,
«вселенные» пока остаются в игрушечном формате – просто потому, что пока еще
никто не освоил их толком, непонятно, как их использовать с максимальной
эффективностью. Думаю, первые полноценные примеры работы с «вселенными» мы
получим через 5-7 лет, и они будут немногочисленны. Однако даже сама
заявка на внедрение такого формата – большой плюс для имиджа компании, это
говорит о ее масштабе и перспективах развития.
В то же время тем или иным образом диджитал-технологии сейчас внедрены во
всех современных корпоративных коммуникациях. Например, недавно состоялся
конкурс «Корпоративный музей». Что это такое? Это уже не хранилище артефактов,
это новое пространство с мультимедийными технологиями, AR и VR, интерактивными
экранами, сенсорными киосками, электронными картами.
Корпоративная метавселенная – квинтэссенция корпоративной культуры, миссии и
послания компании в формате инфопродукта, который интересен сам по себе. Но, по
сути, эту роль может выполнить и корпоративное видео, и журнал, и музей.
Корпоративные СМИ выходят за рамки самих корпораций и становятся их
амбассадорами во внешнем мире, чем организованнее и мобильнее информационная
экосистема, тем успешнее бизнес.
Свежие комментарии