Более половины агентств и рекламодателей (59%) заявили, что потратили до 5
млн руб. на участие в недобросовестных тендерах, говорится в исследовании
этичности и тендеров рекламного рынка АКАР. У 15% опрошенных потери составили
до 10–20 млн руб. Участники опроса оценили 29% тендеров, в которых они
участвовали с января 2020 по октябрь 2021 г., как неэтичные.
Респонденты АКАР отметили, что недобросовестные закупки приносят временной
(68%), финансовый (57%) и имиджевый (27%) ущерб. Треть опрошенных потратила
100–200 часов рабочего времени на участие в каждом неэтичном отборе, а 24%
назвали свои репутационные потери критическими.
Больше всего недобросовестных организаторов — в медиа (58%), а меньше всего
— в digital-креативе (21%) и PR (19%). На сферу маркетинга приходится 49%,
креатив — 44%, а digital-медиа — 40%). По результатам исследования, главная
цель проведения неэтичных тендеров — имитация выбора заранее известного
подрядчика (63%).
При этом больше половины опрошенных (49%) убеждены, что недобросовестные
компании под видом конкурса бесплатно собирают креативные идеи и стратегии.
Еще40% уверены, что организаторы хотят получить данные по медиапланированию и
баингу, а другие 40% считают, что дело в стремлении получить незаконные доходы
от будущих рекламных акций.
Неэтичные практики со стороны организаторов тендеров разнятся. Участники
исследования относят к ним непрозрачную систему критериев выбора победителя
(71%), отсутствие обратной связи после подачи предложения (60%), отмену тендера
без объяснения причин (50%) и сокращение бюджета после выбора победителя
(41%).
Эксперты АКАР отмечают, что компании, сделавшие выбор в пользу
неоплачиваемых конкурсных процедур, сильнее подвержены рискам. В то же время
количество закрытых и открытых тендеров, в которых участвовали респонденты,
почти одинаково — 47 и 53% соответственно. Из чего исследователи делают вывод,
что закрытые тендерные процедуры не гарантируют порядочность организаторов.
Свежие комментарии