На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AdIndex

3 314 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Убыток 427 рублей🤣🤣🤣TikTok перестал б...
  • Вад Кук
    Компания хорошая связь на отлично , одно не понятно в прошлом году в мая в салоне подтвердил паспортные данные , в т...Tele2 изменит наз...
  • Александр Любицкий
    Пародия на оригинал 😂Коровьев, Бегемот...

Вышел новый выпуск журнала для маркетологов и аналитиков рекламного рынка AdIndex Market

В настоящем обзоре рассмотрим рынок российского продуктового ритейла, традиционно сосредоточившись на товарном (включая рыночную ситуацию и потребительское поведение) и рекламном аспектах в данной категории. Рассмотрение начнем, исходя из сложившегося за последние два года экономического положения и ключевых факторов, влияющих на продуктовый рынок вообще и категорию продуктового ритейла в частности.

Российский рынок розничной торговли в 2015-2016 гг.

Цены на потребительские товары

В первой половине 2016 года рынок розничной торговли демонстрировал более низкую динамику по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Оборот розничной торговли за период с первого полугодия 2015 года по первое полугодие 2016-го упал на 5,7% (здесь и далее использованы данные Росстата). На это в первую очередь повлиял рост цен: за первое полугодие 2016 года по отношению к первому полугодию 2015 года индекс потребительских цен вырос на 7,8 процентных пунктов. При этом во втором квартале 2016 года рост несколько замедлился по сравнению с первым кварталом 2016 года.

Рассматривая общую динамику потребительских цен с 2014 года по середину 2016-го, можно говорить о постепенном восстановлении рынка с первого квартала 2016 года. В начале 2016 года произошел перелом динамики – индекс цен понизился с показателя 101,0% до 100,6% в феврале и 100,5% – в марте. Ключевым стабильным периодом стал апрель-июнь прошлого года, когда инфляция сохранялась на уровне 7,3%, и, соответственно, индексы потребительских цен по отношению к апрелю, маю и июню 2015 года оставались на едином уровне – 100,4%.

Таким образом, после скачка потребительских цен в январе 2015 года данный показатель демонстрировал зеркально резкое падение в первом полугодии 2015 года, во втором же полугодии 2015-го началось плавное повышение цен в пределах 1 процентного пункта. После выше отмеченного перехода к слабой нисходящей динамике первого квартала 2016 года последовал период относительной стабильности во втором квартале 2016 года.

Доходы населения и потребительское поведение

Согласно данным Росстата и исследованиям Ромир, основные показатели российского населения на середину 2016 года выглядят следующим образом.

По данным Росстата, за январь-август 2016 года доходы населения в реальном выражении снизились на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательных платежей и взносов. В номинальном выражении среднедушевые доходы в августе 2016 года составили 30,9 тыс. рублей (снижение на 1,1% в годовом выражении).

Согласно данным Росстата, непрерывное сокращение доходов россиян продолжается уже третий год, начиная с октября 2014 года, когда в последний раз отмечался их прирост в годовом исчислении. Темпы падения реальных доходов продолжают ускоряться (в июне 2016 года спад оценивался в 4,8%, в июле — в 7,3%) и в августе 2016-го достигли максимума более чем за семь лет – 8,3%. В последний раз сопоставимый провал доходов россиян был зафиксирован Росстатом в декабре 2008 года, когда они сократились год к году сразу на 10,7%. Негативные тенденции проявляются в увеличении как абсолютных расходов населения на продукты питания (рис.1), так и их доли в общей структуре потребительских затрат (рис. 2).

Увеличение расходов на продукты питания на фоне увеличения тарифов ЖКХ и подорожания других потребительских товаров накладывает существенный отпечаток на стратегии поведения как потребителей, так и операторов продуктового рынка.

Один из определяющих покупательских трендов – стремление сэкономить при покупке.

Татьяна Герасименко
директор по работе с клиентами
Ipsos Comcon

Среди покупателей продолжает активно расти доля тех, кто ищет скидки и покупает товар по акции. В 2015 году сократилось число людей, согласившихся с высказыванием «Если я выбрал какую-то марку товара, то я всегда буду стараться покупать именно ее». При этом выросла доля тех, кто «покупает новую марку из любопытства». Люди готовы искать и покупать новые марки, особенно, если они недорогие.

По данным исследований Ромир, структура потребительских расходов в общем кошельке покупателя товаров и услуг в России заметно отличается от Европы: у российского покупателя существенная доля расходов приходится на продовольствие, табак и алкоголь, меньше, чем в Европе, – на услуги и развлечения (рис. 3).

Виктория Давитаиа
директор по работе с клиентами потребительской панели
GfK Rus

Текущая макроэкономическая ситуация в стране влияет на покупательское поведение в целом, а именно на рост частоты покупок, что отражается на количестве магазинов в репертуаре у покупателя. По данным потребительской панели GfK, которая исследует потребление в городской и сельской России, за последние два года репертуар магазинов у средней российской семьи увеличился с 5,5 магазинов до 6 магазинов в месяц. Для ритейлеров это означает снижение лояльности к сети. Только «Пятерочка», Metro и «Азбука Вкуса» показали позитивный рост лояльности среди своих покупателей за прошедшие 12 месяцев.

Рынок продуктового ритейла в России: структура

Общая ситуация в розничной торговле

Темпы роста выручки ритейлеров и восстановления потребительской активности в настоящее время оставляют желать лучшего. Около 20% продаж осуществляются за счет промоакций. Выигрывает тот, кто предлагает лучшую цену для потребителя. При этом сегмент продуктового ритейла показывает самый активный рост в продажах. Аптечный сегмент и косметика также имеют положительную динамику, несмотря на рост цен из-за инфляции. Отрицательную динамику демонстрируют сегменты fashion, DIY (Do It Yourself – «Сделай это сам»), мебели.

Один из продолжающихся трендов розничной торговли, который начался еще до кризиса, – рост доли современных форматов торговли (гипермаркеты/С&C, супермаркеты, дискаунтеры, парфюмерные и хозяйственные сети, интернет-торговля и другие сети). По данному показателю Россия все еще отстает от наиболее экономически развитых стран (рис. 4). К традиционным каналам торговли могут быть отнесены обычные магазины (как продуктовые, так и со смешанными видами товаров), а также продуктовые рынки, ярмарки, палатки и т.п.

По мнению экспертов информационного агентства INFOLine, рост современной торговли обеспечивается прежде всего федеральными и конкурирующими с ними специализированными сетями, которые динамично растут, региональные же сети стагнируют (исследование «Состояние потребительского рынка РФ и рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2015-2016 годов»). В 2016 году основные торговые сети инвестируют в развитие, выходят на новые рынки и увеличивают свои доли благодаря поглощению небольших региональных сетей. Играет свою роль и сложная ситуации на рынке непродовольственной розницы.

Существующие форматы торговли

Структура розничной торговли в России, согласно данным GfK, представлена на рис. 5. По состоянию на третий квартал 2016 года, дискаунтеры продолжают оставаться наиболее успешными среди продуктовых каналов. Также растут каналы интернет-торговли, парфюмерные, хозяйственные и другие сети. Магазины традиционной торговли теряют свои позиции.

Схожие тенденции отмечают и в компании Ipsos Comcon.

Татьяна Герасименко
директор по работе с клиентами
Ipsos Comcon

Гипермаркеты, покупки в которых росли с 2010 года, не проиграли в кризис: 78% домохозяйств делали там покупки в 2015 году, по сравнению с 2014 годом эта доля выросла. А вот доля покупателей в универсамах, на рынках и небольших магазинах «у дома» сократилась в 2015 году по сравнению с 2014. Хотя следует отметить, что доля покупателей на рынках падает с 2010 года (это связано также с сокращением их числа).

Рассмотрим более подробно основные форматы современного продуктового ритейла и происходящие в них изменения.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх