Начинать любое дело непросто, особенно когда что-то происходит впервые.
Первую работу можно считать проверкой на прочность. Чаще всего новички
сталкиваются с такими проблемами, как:
- прессинг со стороны более опытных коллег и непонимание, как себя вести в
такой ситуации;
- зависть со стороны коллег из-за быстрого продвижения по карьерной лестнице
молодого сотрудника;
- неуверенность в себе, тяжелое переживание первых неудач;
- сложность в коммуникации с более старшими сотрудниками и наставниками;
- быстрое выгорание и, как следствие, непреодолимое желание уволиться;
- недостаточная обратная связь от руководства, из-за чего сложно понять
значимость своих результатов;
- трудности с тайм-менеджментом, неумение расставлять приоритеты при большом
количестве задач.
Как молодой специалист может помочь себе
1. Осознание личной ответственности. Стоит помнить, что
производительность труда и условия работы глобально зависят только от нас
самих. Задачи сотрудника, которые никто другой за него не сделает:
- упорядочить производственные процессы, касающиеся его сферы
деятельности,
- добиться от руководства понятных требований и KPI,
- выстроить удобную систему отчетности.
Если вы хотите работать в комфортной среде — создайте ее для себя
сами.
2. Прозрачные правила общения с руководством. В самом начале
договоритесь с руководителем о том, какие вы должны выполнять задачи и каких
результатов от вас ожидают. Они должны быть понятными, измеримыми и
недвусмысленными. Уточните:
- по каким критериям оценивается работа,
- как начальник поймет, что вы не справились с задачей,
- какие вещи для него недопустимы.
Все руководители разные. Кто-то считает нормальным позвонить или написать
смс сотруднику по рабочему вопросу глубоким вечером. Кому-то важно, чтобы
подчиненный с первого раза понял задание и дальше все делал самостоятельно. А
другой требует согласования с ним каждого шага. Чтобы избежать непонимания и
дискомфорта на работе, лучше выяснить все «на берегу».
3. Внимательность к коллегам. К каждому человеку нужен свой подход.
Если с одним можно быстро обсудить дела в коридоре, то другому для решения тех
же вопросов необходима обстоятельная встреча. Кто-то хватает на лету, а кому-то
требуется подробно объяснять ход своих мыслей. Некоторые люди предпочитают
поменьше разговаривать с коллегами, тогда как другим важно обсуждать свои дела
и проекты. Наблюдайте за теми, кто вас окружает, и выстраивайте общение так,
чтобы вам и вашим коллегам было комфортно.
4. Внимание к себе. Проанализируйте, какой стиль поведения на работе
вам наиболее удобен: вы предпочитаете больше коммуницировать или работать
уединенно? Важно ли вам отслеживать личный результат и личное участие в
проекте? Что вас удовлетворяет в работе, а что расстраивает? Исходя из
полученных ответов сформируйте свой рабочий образ. Не стесняйтесь вежливо
сказать коллегам, если вас что-то не устраивает в общении. Объясните, что стиль
поведения, который вы выбрали, не влияет на личное отношение.
Не будьте к себе слишком строги. Неудача или промах не определяют вас как
человека или специалиста. Каждый когда-то приходил на работу в первый раз. И
совершал ошибки. Это нормально, главное — делать правильные выводы.
Приучите себя к рефлексии в конце каждого дня. Анализируйте, что получилось
хорошо, а что не очень и как можно было бы улучшить результат. Всегда ищите
повод, даже небольшой, чтобы похвалить себя.
5. Обратная связь. Не стесняйтесь задавать вопросы наставнику,
коллегам, руководителю, если вам что-то непонятно. Просите давать обратную
связь после каждой выполненной задачи. Если ответ на вопрос сложно найти внутри
коллектива — используйте другие возможности: курсы, тренинги, консультации
специалистов. Помните, что работа с тренером или коучем повышает эффективность
и результативность в разы.
Записывайте то, что вам объясняют, чтобы не подходить несколько раз с одним и
тем же вопросом. Составьте памятки и инструкции для самых распространенных
задач. Ведите ежедневник.
6. Спокойствие. Чаще всего причиной конфликта на работе становится
накопленный стресс, а не конкретный человек. Поэтому не принимайте близко к
сердцу возникающие напряженные ситуации и споры. Скорее всего, они возникают
из-за того, что срываются сроки, что-то не получается или кто-то устал, а не
потому, что вы — плохой сотрудник.
7. «Спрашивая — предлагай». Если вас не устраивает какая-то
ситуация или у вас есть вопрос — прежде чем задавать его, подумайте, могли
бы вы иначе выстроить процесс? Если вы приносите руководителю или команде не
только проблему, но и ее решение, есть большая вероятность, что именно его и
выберут. А вы заработаете репутацию инициативного и конструктивного
сотрудника.
8. Проактивная позиция. Фиксируйте все задачи и регулярно инициируйте
встречу с руководителем или командой, чтобы «сверить часы». Озвучивайте свои
результаты по поставленным задачам, а также проблемные места, предлагайте
решения. Просите коллег и руководителя честно говорить вам, что их устраивает в
вашей работе, что хотелось бы улучшить. Подобное регулярное общение выстраивает
доверительные отношения коллективе, помогает не накапливать негатив и
проблемы.
9. «Я-сообщение». При общении с коллегами не обвиняйте, а говорите о
своих чувствах и эмоциях. Потому что естественная реакция на обвинение —
это агрессия. Нападая друг на друга, вы не решите проблему.
- Не «Ты подставил меня, не сделав эту задачу», а «Я очень переживал, и мне
пришлось работать в выходные из-за того, что задача не была выполнена в
срок».
- Не «Ты делаешь неправильно», а «Мне было бы гораздо удобнее… потому
что…».
В первом случае легко «свалиться» во взаимные обвинения. А во втором —
оппонент сможет понять, что именно вас так беспокоит.
10. Укрощение гнева. Одно из самых главных правил — не отвечать
по рабочим вопросам на эмоциях и не ругаться в переписке. Если произошел
конфликт в рабочем чате – не отвечайте сразу, особенно если чувствуете себя
сильно обиженным. Текст не передает наши чувства, часто люди интерпретируют
слова, смайлики и многоточия по-своему. Продолжая разговор на повышенных тонах,
вы рискуете усугубить конфликт. Как бы вам ни хотелось ответить —
подождите хотя бы час. Лучше встретьтесь с вашим оппонентом или позвоните ему.
Решайте конфликты голосом и начинайте с «Я-сообщения».
Свежие комментарии