Расходы россиян на одного человека выросли на 19% за период с 2022 по 2024
г. и составили 45,9 тыс. руб. в среднем в месяц. При этом количество покупок за
тот же период выросло на 13%. Об этом рассказал Баир Бальжинимаев, руководитель
направления микро- и малого бизнеса «СберАналитики», на конференции Upgrade
Retail Forum 2025.
По словам Бальжинимаева, с 2022 г. наблюдается процесс постепенного
повышения покупательской активности россиян. Среднегодовые темпы прироста
расходов сохраняются на уровне 9%.
Структура расходов россиян также поменялась за последние два года.
В 2022 г.она выглядела следующим образом: большая часть средств уходила на
продовольственные магазины (45%), следом шли непродовольственные товары (22%),
затем личный транспорт (11%), кафе, бары и рестораны (7%), платные услуги (6%),
и развлечения (4%).
В 2024 г. картина изменилась: продовольственные магазины (39%) и
непродовольственные товары (18%) все еще остаются лидерами по расходам. Однако
на личный транспорт теперь уходит 10%, на кафе, бары и рестораны — 11%, на
платные услуги — 10%, и на развлечения — 9%.
Доля трат на объекты общественного питания, развлечения и платные услуги
увеличилась на 13 п. п. Такой рост показателя является индикатором того, что
благосостояние россиян повышается, подчеркнул Бальжинимаев. Притом структура
расходов зависит от размера населенного пункта. Так, в городах-миллионниках
продуктовые магазины занимают чуть больше четверти расходов, а в небольших
населенных пунктах — почти половину (42%).
Товарооборот рынка FMCG за 2024 г. составил 22,8 трлн руб., что на 15% выше,
чем в 2023 г. Ключевым драйвером роста рынка стало увеличение среднего чека —
он вырос на 13%. Еще на 2% поднялось количество продаж в штуках.
Основную долю в структуре каналов заняли магазины у дома и традиционная
торговля — 32,2 и 31,2% соответственно.
Положительную динамику год к годупоказали магазины у дома, специализированные игроки (например, алкогольные
магазины), хард-дискаунтеры и канал e-commerce.
Доля гипермаркетов, дрогери, супермаркетов и традиционной торговли упала по
итогам 2024 г. Как отметил Бальжинимаев, удобство и низкие цены способствовали
переключению покупателей с гипермаркетов и традиционной торговли на магазины у
дома.
Свежие комментарии