Сделаем это по-быстрому
На днях «Дзен» начал бета-тестирование сервиса «НейроДайджест», который
будет на основе опубликованных новостей создавать краткую выжимку информации в
ленте новостей. Приглашение принять участие в тестировании пришло руководителям
редакций отечественных СМИ (текст есть в распоряжении AdIndex).
«”НейроДайджест” — это раздел сервиса “Новости в Дзене”, в котором в
сжатой форме передается содержание новостных сюжетов в формате связного текста,
сгенерированного с использованием технологий искусственного интеллекта… на
основании нескольких источников общедоступной новостной информации,
объединенных общей тематикой, размещаемой на ваших cайтах», — говорится в
описании продукта.
Новая функция будет доступна только инфопартнерам сервиса, следует из
справочной информации на сайте «Дзена». Те, кому пришло приглашение на
тестирование, могут отказаться от него. В противном случае партнер
автоматически дает согласие использование любых новостных фрагментов для целей
формирования «НейроДайджеста» и обучения модели, говорится в справке к
технологии. Как уточнили AdIndex в «Дзене», у каждого такого нейросаммари будут
указаны кликабельные источники, как и в обычном дайджесте.
После тестирования доступ к сервису планируется передать СМИ, чтобы они
могли использовать его в своей работе, рассказал Иван Макаров, руководитель по
работе с медиа в «Дзене».
За чей счет банкет?
Использование нейросети для пересказа новостей
и раньше не
вызывало энтузиазма среди представителей СМИ. Когда в прошлом году «Яндекс»
добавил в свой браузер возможность сделать «выжимку», издания указали на
проблемы такого сервиса. «Лайфхакер» отметил, что из «нейроновости» будут
пропадать важные детали оригинала, Forbes указал на проблемы с оригинальностью
такого контента, а «Интерфакс» задался вопросом, можно ли запретить подобные
пересказы.
В конце концов, подобный инструмент упрощает смысл текста до «информационной
жвачки», говорил директор по развитию бизнеса «Шкулев Медиа Холдинг» Анатолий
Рожков в прошлом году.
Обобщение текстов при помощи нейросетей — это направление, в котором
двигаются многие поставщики и агрегаторы контента, считает руководитель
интернет-редакции «Интерфакса» Алексей Гапеев. Притом «Дзен Новости» — уже
не первый игрок на рынке, выпускающий подобный продукт.
«Отвечая на вопрос о том, как новый проект отразится на монетизации
нашего общедоступного контента — полагаю, что не отразится примерно никак до
тех пор, пока “НейроДайджест” от “Дзена” не станет сколько-нибудь заметным
продуктом, а чтобы стать им, у него есть очень ограниченное время», —
заметил Гапеев.
Подобного шага стоило ожидать, говорит управляющий партнер издания «Мел»
Надя Папудогло. Она отметила, что контент редакции закрыт от сервисов
«Нейро» и добавила, что «Мел» не учитывает в финансовом планировании
монетизацию через «Дзен», поскольку редакция не черпает трафик из новостей.
«Что глобально вызывает вопросы? Безвозмездное переиспользование контента
медиа без какого-либо даже обсуждения условий, но это все уже давно
превратилось в риторические вопросы», — поделилась Папудогло.
На вопрос, будут ли СМИ получать оплату за то, что «НейроДайджест»
использует контент медиа для обучения, в «Дзене» сообщили, что дополнительного
вознаграждения не предусмотрено. «Мы уже платим СМИ за попадание в дайджест.
Пользователи “Новостей” по-прежнему будут видеть сначала дайджест, и только
потом нейросаммари “за кликом” (то есть пользователю нужно будет нажать на
кнопку и выбрать “пересказ от нейросети”). Добавлять рекламу в нейросаммари не
планируем».
«Мы сознательно отказались от сотрудничества с “Дзеном” в момент, когда
эта платформа стала требовать полные тексты в обмен на возможность размещения
счетчиков, то есть около двух лет назад. Уже тогда стало понятно, что эпоха
взаимовыгодного сотрудничества для медиа закончилась», — рассказал
Алексей Пономарь, издатель редакции «Лайфхакера». Нынешние шаги сервиса не
предлагают понятных условий сотрудничества, но при этом превращают СМИ в
«безликих поставщиков контента», подчеркнул эксперт. «Понятно желание
платформы замкнуть на себе все потребление контента, но зачем это нужно медиа,
лично для меня давно уже загадка», — добавил он.
Тем временем тенденция к использованию ИИ для сокращения контента остается
неизменной. В этом году «Яндекс»
начал
встраивать в браузер нейросетевые технологии — в апреле появился сервис
«Нейро», который стал выдавать короткие ответы на поисковые запросы на основе
анализа нескольких источников. А в октябре ИИ YandexGPT
позволил
пользователям получить краткий пересказ видеороликов.
Мировой спор издателей с big tech
Правительства западных стран обратили внимание на проблему еще в 2019 году.
Сперва в директиве Европейского союза о смежных правах было указано, что
крупные агрегаторы новостей должны платить СМИ компенсацию. Через два года
чиновники США внесли законопроект, который обязал бы Google и Facebook*
отчислять часть доходов новостным порталам за размещение их контента. Такой
закон появился и в Австралии. IT-гиганты были против, при этом новостные сайты
слишком сильно зависели от агрегаторов, поэтому дело далеко не ушло. В
Австралии власти
пошли на уступки, а закон против в США Google
не был принят.
Идея создания дайджеста на основе анализа контента паблишеров не нова,
напомнил Александр Папков, директор по инновациям группы АДВ. Схожий
подход использует Google в рамках своих продуктов. При этом часть крупных
паблишеров периодически инициирует разбирательства с Google, предметом которых
является несанкционированное использование авторского контента для обучения
искусственного интеллекта. В прошлом году некоторые крупные СМИ, например New
York Times, уже отказались от этой идеи, добавил Папков.
«Что касается рекламного рынка, то потенциально появление новых страниц,
созданных с помощью ИИ, увеличит объем доступного рекламного инвентаря в рамках
“Дзена”, но существенного влияния на рынок в краткосрочной перспективе не
окажет», — считает эксперт.
Он подчеркнул, что сегодня особенно важно, чтобы технологии и паблишеры
налаживали взаимодействие друг с другом и эффективно работали над решением
проблемы дефицита инвентаря.
*Meta и соцсети компании Facebook, Instagram и Threads признаны
экстремистскими и запрещены в РФ.
Свежие комментарии