Анастасия Лимаренко, креативный директор, продюсер съемок, автор телеграм-канала «Выходит продюсер» — специально для AdIndex
Стороны конфликта Бастовавшие Writers Guild of America (WGA) — Гильдия писателей Америки, представляющая входящих в ее состав сценаристов Голливуда, это около 11,5 тыс.
человек). Последняя буйная забастовка сценаристов пришлась на 2007–2008 года. Тогда все закончилось победой Гильдии. Из-за чего тогда начались разборки? Следите за руками: на тот момент стримингов толком не было, бизнес-модель не была ясна; но студии уже начинали онлайн-дистрибуцию и помаленьку выпускали оригинальный контент для сети (было такое, «вебизоды» называлось). При этом отказывались оплачивать сценаристам эту часть работы. То есть за распространение в сети не было отчислений, а вебизоды вообще писались бесплатно, в нагрузку к основному контракту. Потому что с точки зрения студий все происходящее в сети было только рекламой основного — то есть театрального релиза, кабельного шоу или DVD — и должно было рассматриваться как часть маркетинга. Именно это сценаристов радикально не устроило, они вышли на забастовку — и победили. Как вы поняли, чуваки серьезные. Screen Actors Guild-American Federation of Television and Radio Artists (SAG-AFTRA) — актерская гильдия, объединяющая актеров кино и ТВ, а также тех, кто занят на радио. В профсоюз входят актеры как среднего звена, так и суперзвезды вроде Джорджа Клуни и Мерил Стрип. Забастовка была направлена в первую очередь на защиту большинства — едва ли селебрити есть на что жаловаться, но они поддерживают своих менее состоятельных коллег. Всего в организации состоят порядка 160 тыс. человек. Среди голливудских звезд, вышедших на забастовку, — Джейсон Судейкис, Пол Дано, Сьюзан Сарандон, Адам Скотт, Оливия Уайлд, Джои Кинг, Розарио Доусон, Дэниел Рэдклифф, Дженнифер Гарнер. [#GALLERY::316055#] К кому предъявляли требования AMPTP (Alliance of Motion Picture and Television Producers ) — союз теле- и кинопродюсеров, представляющий интересы таких гигантов индустрии, как Netflix, Paramount Global, Warner Bros. Discovery, Fox, Disney и Comcast/NBCUniversal — стримингов, крупных студий и больших старых продакшен-компаний. Был основан в 1924 году как союз кинопродюсеров, в 1964-м объединился с продюсерами телевизионных фильмов и обрел актуальное название. Есть еще Directors Guild of America (DGА) — гильдия режиссеров Америки. На этот раз она просто постояла рядом — эти ребята смогли договориться с продюсерами и переподписать договор. Спойлер: продюсеры удовлетворили практически все требования режиссеров. Как живут бастующие во время конфликта На время забастовки членам гильдии запретили любые съемки и закадровую работу на проектах, которые до последнего момента находились в производстве (это коснется, например, «Дюны-2» и Minecraft с Джейсоном Момоа). Едва ли не единственным проектом, чьи съемки продолжились без пауз, стал второй сезон сериала НВО «Дом драконов». Большинство занятых в нем актеров — члены британского профсоюза Equity, и, согласно трудовому законодательству Соединенного Королевства, им запрещено поддерживать забастовку. В Британии за это предусмотрена уголовная ответственность, и, разумеется, этой лазейкой воспользовались в Голливуде. Общественность смотрит на все это с укором, но сделать ничего не может — порицает. Зарплаты и каких-либо выплат бастующие не получают. А как же они живут тогда? Во-первых, у взрослых людей, как правило, есть некоторые накопления (но это не точно). Во-вторых, для тех, у кого ситуация близка в драматический (меньше $10 тыс. на счетах), существует беспроцентный заем у гильдии — выплаты по схеме «отдашь когда сможешь». Выплаты осуществляются из emergency funds, которые есть у гильдий. Кроме прочего, в них вносят пожертвования селебрити (Мерил Стрип, Джордж Клуни, Леонардо Ди Каприо, Хью Джекман — иногда до миллиона долларов), да и просто сочувствующие. Также на сайте гильдии есть списки сочувствующих бизнесов, например grocery, которая дает карточки на продукты участникам забастовки. И желающих помочь великое множество: согласносоцопросам, 72% американцев поддерживает бастующих. Кроме прочего, по свидетельствам инсайдеров, в барах и ресторанах LA можно получить скидку по корочке Гильдии. Кто-то все же нашел способ заработать. Например, Джимми Фэллон, Джимми Киммел, Стефан Колберт, Сэт Майерс и Джон Оливер — ведущие вечерних шоу, которые закрылись первыми. Дело в том, что именно late night show стоят целиком и полностью на работе сценаристов и отработке актуальной повестки. В итоге в первый же день сценарной забастовки вместо свежих выпусков пошли повторы. В конце концов ведущие этих проектов созвонились в Zoom обсудить положение дел и так хорошо поболтали, что решили записать подкаст на пятерых. Все заработанные деньги от подкаста, который будет состоять из 12 эпизодов минимум, они планируют направить на нужды своих команд, которые тоже остались не у дел в период забастовки.
Как у них вообще все устроено Глядя на забастовку голливудских сценаристов из российских реалий, вообще сложно понять, что произошло, кто все эти люди и чем они недовольны. Если нельзя работать с теми, кто в гильдии, почему не взять тех, кто не в гильдии, — наверняка куча народу захочет написать сценарий для Голливуда? Почему не найти сценариста на Avito? Так-то оно так, только в составе гильдий — лучшие специалисты. Не станешь же ты доверять пилотирование самолета человеку, у которого релевантного опыта нет, но он уверен, что справится? Вот и студии не спешат нанимать дилетантов и рисковать миллионными вложениями. И даже если со стороны кажется, что Голливуд вот-вот развалится на части, — по большому счету все это лишь часть большой игры в условиях стремительно изменяющейся реальности. Дело в том, что базовые договоры, содержащие детали условий сотрудничества с союзом продюсеров (AMPTP), гильдии переподписывают раз в три год. Но на этот раз сначала не удалось достичь договоренностей с гильдией писателей (WGA) — со 2 мая 2023-го те объявили забастовку, а 14 июля к ним неиллюзорно добавились актеры (SAG-AFTRA), и ситуация приобрела крайне неприятный оборот для всех сторон. Слушайте, а такое уже бывало? Да, в январе 1960 года Гильдия сценаристов Америки (WGA) и актерский профсоюз (SAG) впервые провели совместную забастовку. Она длилась 153 дня и касалась, во-первых, создания пенсионной и здравоохранительной системы для обеих гильдий, а во-вторых — денежных выплат в случае повторных показов, зарубежной дистрибуции, а также продажи фильмов телеканалам. Ладно, почему в этот раз была такая жесть? Предпосылка №1 В последние три года окончательно оформилась и стала более понятной радикально новая система производства и потребления контента. Что беспокоит актеров SAG-AFTRA Раньше: сняли кино — прокатили в кинотеатрах — заплатили роялти актерам. Что касается телевизора — отчисления капали на счет всякий раз, когда фильм или сериал показывали повторно, продавали за рубеж и так далее. Стриминги работают по-другому, а отчисления, которые они выплачивают актерам, не успевают даже за инфляцией: 85% членов SAG-AFTRA не могут себе позволить страховку от профсоюза, для чего требуется годовой доход от $26 тыс. Кроме того, сезоны стриминговых шоу более короткие, чем телесериалов, что означает меньшую занятость и меньшие гонорары для актеров. Что беспокоит сценаристов WGA Предпосылка та же — глобальное изменение бизнес-модели. Сценаристы негодовали из-за того, что компании создали гиг-экономику, в которой то, что было понятной карьерой с гарантированными выплатами, превратилось в невнятный фриланс без гарантий. В золотое время телевидения создатели сериалов жили не только на гонорары, но и в большей степени за счет выплат от постоянных повторов их проектов на ТВ. Сейчас же стриминги хранят цифры просмотров (считай повторов) в тайне, и об успехе того или иного проекта можно узнать только от самих платформ. Каких-либо объективных показателей их работы до сих пор не существует. Отсюда первое требование — Повышение минимальной оплаты труда, страховых и пенсионных выплат и пересмотр контрактов с учетом развития стримингов — то есть увеличение отчислений. Это общее требование всех гильдий. Они также включают повышение гонорара актеров, играющих основные роли, на 58%. — Плюс надбавки в тех случаях, когда проект набирает большое количество просмотров. То есть ты сыграл в суперхите или написал суперхит — получил суперначисления; а не сыграл/написал суперхит, в котором снялся за 100 баксов, — и сидишь с сотней баксов. Предпосылка №2 Вопрос последних даже не трех лет, а меньше, который тем не менее всему человечеству встал поперек горла: искусственный интеллект. Актеров вопрос заботит больше. Оно и понятно: актерам массовки предлагалось приходить, проходить цифровое «считывание» и передавать права на свой цифровой образ компании на веки вечные при оплате одного дня — кому такое понравится? Все вспомнили эпизод «Черного зеркала» Joan is awful, в котором героиня подмахивает договор со стримингом не читая и тем самым теряет права на свою жизнь, и перекрестились. Сценаристам на этом этапе ИИ вредит меньше, но он уже начал подпирать молодых сценаристов — ИИ отлично справляется с задачами таких специалистов. Например, он может сделать рисеч и написать диалог. Ну и давайте посмотрим правде в глаза: если есть железка, которая без лишних слов и рассказов о том, что она проспала дедлайн, потому что котик рожал или сердечко разбилось, сделает работу внятно и в срок, вы бы ее выбрали? Отсюда второе требование — SAG AFTRA требует урегулировать и ограничить использование искусственного интеллекта, разрешив его применение только с согласия исполнителей и за соответствующую компенсацию; — WGA требует прописать в базовом соглашении, что нейросети не будут переписывать сценарии, становиться авторами, а студии не будут использовать тексты авторов для обучения ИИ. Предпосылка №3 (не такая эпическая, но все же) Среди актеров с развитием технологий (масла в огонь подлила пандемия) стали популярны «самокастинги», когд актер записывает пробы, необходимые для роли, своими силами. И это в первую очередь было выгодно продакшенам — поскольку для них все было удобно и дешево. Актерам же неудобно, недешево и к тому же это потенциально работа «впустую» — поскольку ты все еще на этапе кастинга и тебя могут не выбрать. Также я читала интервью молодой (ну как «молодой», с десятилетним опытом) сценаристки, члена WGA, где она жаловалась, что «индустрия устроена таким образом, чтобы абьюзить сценаристов», и до забастовки было довольно уныло по заработкам. В чем же дело? В том, что положение сценаристов без звездного статуса весьма напоминает положение продакшенов в России. Сценарист из WGA, так же как и отечественная студия, проделывает огромный объем работы бесплатно, чтобы получить проект: в то время как московский продакшен считает смету, разрабатывает концепцию и тендерится неделями, сценаристу из Лос-Анджелеса тоже приходится немало попотеть, придумывая персонажей и прописывая арки героев. При этом шанс получить проект примерно 50/50 — то есть ты проделал кучу работы и в случае проигрыша тендера или незапуска шоу за все это получаешь только бодрое «БОЛЬШОЕ СПАСИБО!». Но между ними есть и разница: сценаристам из WGA хватило социального сознания на построение Гильдии и защиту собственных интересов, а московским продакшенам — ну вы понимаете))) И все же всех одинаково бесит делать работу без оплаты. Подведем итог Требования актеров и сценаристов сходятся в трех главных пунктах: 1. Обе гильдии требуют повышения зарплаты, отчислений в пенсионный фонд и прочие социальные гарантии. 2. Авторы и исполнители ролей против бесконтрольного использования искусственного интеллекта. 3. Бастующие хотят ввести новую систему расчета выплат, при которой актеры и сценаристы получают процент от повторного показа их проектов по ТВ и в стримингах. Как заметил на утреннем шоу CBS Mornings поддержавший забастовку Том Хэнкс — «индустрия находится на перепутье, и все это знают». «Финансовый мотор должен быть полностью перестроен. И есть некоторый кусок пирога, который придется справедливо перераспределить между людьми, отвечающими за контент. Не между теми ребятами, что заключают контракты, а между теми, кто действительно делает его [контент]. И в первую очередь это сценаристы. У нас не будет сценариев без авторов», — заявил актер.
Позиция продюсеров из AMPTP Ходят слухи — пока к сценаристам не присоединились актеры, план был такой: «мариновать их до тех пор, пока они не начнут терять дома, квартиры и возможность оплачивать обучение детей»; но со вступлением в страйк SAG AFTRA стало ясно, что этот план, кажется, не сработает. Чего же на самом деле добиваются студии, телеканалы и потоковые сервисы? Если сказать просто, они хотят быть уверенными в том, что смогут и дальше получать прибыль. С какой-то позиции AMPTP тоже можно понять: студии рискуют, выпуская контент, студии вкладываются в производство и продвижение – студии делают бизнес. Кто же хочет делиться прибылью, которую получил как предприниматель? Как за косяки отвечать — так это ты один, а как прибыль делить — так приходят все. Плюс AMPTP в переговорах упирает на то, что «индустрия еще не пришла в себя толком после covid, а вы лодку раскачиваете; мы утонем все!!!» Во время забастовки AMPTP шла на некоторые уступки, но такие «половинчатые» меры бастующие стороны не устроили. Согласно последнему предложению от 11 августа WGA должна была получить совокупную прибавку к зарплате в размере 13%, а контент, созданный искусственным интеллектом, не будет считаться литературным материалом. Тем не менее представители WGA назвали встречу, где было озвучено это предложение, «попыткой заставить сценаристов сдаться». Затем на 18-й неделе забастовки пронеслись слухи о расколе в AMPTP: будто бы соглашения с бастующими продакшен-студии и стриминги будут подписывать отдельно, потому что стриминги могут бодаться со страйкующими сколь угодно долго — закупая готовые материалы у иностранных студий, к примеру, и пуская их в показы. А вот старым студиям забастовка совсем не на руку — премьеры расписаны на годы вперед, и сбой даже одной из них означает долгий бардак во всей системе: представьте, что опоздал один поезд в метро и из-за него поехал весь график по всем веткам, случились аварии, трафик парализован — примерно такое сейчас происходит с графиком премьер. Однако в тот же день The paper опубликовала опровержение по поводу раскола в лагере: мол, все грязные инсинуации и AMPTP выступает по-прежнему единым фронтом. 146 дней забастовки Забастовка закончилась 25 сентября, продлившись 146 дней и немного не дотянув до прошлого рекорда в 154 дня. Члены WGA получили официальное письмо от Гильдии, уведомляющее их о достижении соглашений c AMPTP. Объясняем простым языком: это значит, что работать сценаристам пока (до появления официального договора с продюсерами) нельзя, однако баррикады уже можно разбирать.
Скриншот предоставлен автором материала Что ждет Голливуд теперь Согласно последним подсчетам, экономика Голливуда потеряла порядка $5 млрд из-за забастовок актеров и сценаристов. Сумма превысила прогнозы экспертов: ранее предполагалось, что ущерб составит $3 млрд. По данным Variety, голливудские студии теряют как минимум $600 тыс. в неделю на каждом крупном проекте, замороженном из-за объединенной забастовки актеров и сценаристов. C другой стороны, студии сидят на мешках с деньгами, которые не могут тратить из-за остановки съемок. В краткосрочной перспективе — прекрасно, можно нырять в деньги, как Скрудж Макдак! В долгосрочной — грозит не самыми классными последствиями и глобальными сбоями в графике кинотеатральных премьер: скажем, первая половина 2024 года выглядит внятной, ибо большинство фильмов завершено, а вот вторая половина 2024-го с большой долей вероятности пострадает, и нас снова ожидают переносы — как в постковидные времена (когда No time to die вышел в ноябре вместо марта), некоторые фильмы еще не вышли после ковидных подвижек (многострадальный «Аквамен и потерянное царство», к примеру) — в общем, слабые просто не выживут. Все проекты, чья рентабельность не будет подтверждена, будут отменены, студии будут меньше рисковать и станут брать «стопудовые» варианты. К чему бы в итоге ни пришли стороны, согласно расчетам аналитика Moody Нила Бейли, в результате сделки студиям придется платить трем гильдиям на $450–600 млн в год больше на протяжении трех лет, в течение которых будет действовать новый контракт. Стриминги в целях сокращения расходов откажутся от продолжения многих сериалов и запуска новых — количество нового материала сократится, это приведет к оттоку подписчиков, сломав ту самую схему, которая во многом и вызвала нынешний кризис. Но ничего — непременно сложится новая схема и вызовет новые кризисы =) Совершенно очевидно еще вырастет доля бессценарного контента — реалити, спортивно-игровых программ, соревнований и так далее — в том числе вследствие сокращения расходов на сценарные группы. Также следует ожидать увеличения инвестиций (особенно стримингами) в развитие производства в других странах, что увеличит долю глобального контента, чтобы через три года, когда опять придет пора переговоров, иметь запасные аэродромы и не оказаться в радикально безвыходной ситуации. Например, уже известно, что Netflix планирует вложить $2,5 млрд в одну только Южную Корею). Из неочевидных наблюдений исследователя Стриминги сейчас бьются за внимание пользователя преимущественно с играми и соцсетями, и есть вероятность, что последние победят — уже сейчас вследствие сформированного так называемого «клипового мышления» большие объемы информации в себя сложно впихнуть (особенно юному поколению). Видео в Shorts обходят по просмотрам все иные материалы на YouTube, уничтожая саму идею платформы, — в общем, стриминги ходят по весьма тонкому льду, и их главный враг — вовсе не бастующие по другую сторону баррикад актеры и сценаристы. Ну и продюсеры такие продюсеры — экономят на всем, на чем сэкономить можно, а также на том, на чем сэкономить нельзя. Вспомните последние кейсы смертей на площадке — каждый раз это были последствия несоблюдения правил безопасности и экономии. В этом свете ожидания актеров и сценаристов выглядят вполне справедливыми. Однако грань между требованием соблюдать человеческие условия труда и рэкетом в духе «э, я ж вижу, что ты норм заработал, делись давай» довольно тонка. Особенно если смотреть на конфликт со стороны продюсеров. Конечно, никто не хочет делиться тем, что заработано с предпринимательским риском. И конечно, делиться по итогу придется (по крайней мере в США), поскольку изменились правила игры. Из сегодняшних реалий места и времени созерцание происходящего вызывает восторг, и кажется, что отечественная индустрия отстала от подобного социально-профессионального сознания на много световых лет. Профсоюзы? В России процветает фантастический уровень демпинга и клиент может серьезно сказать: «знаете, у вас чо-то ролик сделать дорого; я тут нашел умельцев на “Авито”!» И ты с грустью считаешь количество световых лет, отделяющих нас от профессионального диалога путем забастовки профсоюзов…
Свежие комментарии