Совокупный оборот 100 крупнейших ретейлеров по итогам 2022 г. (с учетом
продаж по модели маркетплейса) вырос на 15,1% — до 19 трлн руб. Об этом сообщил
Forbes со ссылкой на данные исследования INFOLine Retail
Russia Top-100.
На долю топ-100 в структуре розничного рынка (без учета авто и топлива) в
прошлом году пришлось более половины рынка — 52,6%, а доля топ-10 вместе с
маркетплейсами составила 34,7% (без учета последних — 28,6%). Порог отсечения
для попадания в рейтинг составил 21,5 млрд руб.
В пятерку лидеров рынка вошли X5 Group («Пятерочка», «Перекресток»,
«Чижик»), «Магнит» («Магнит», «Гипермаркет «Магнит», «Магнит «Семейный»,
«Магнит косметик», «Моя цена» и приобретенная в 2021 г. сеть «Дикси»), Mercury
Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль», «Виктория»), а также сеть по
продаже бытовой техники и электроники DNS и ретейлер «Лента».
Онлайн-продажи DNS увеличились на 10%, оборот сети достиг 205,3 млрд руб.
Показатели продаж в интернете у конкурентов снизились: у «М.Видео-Эльдорадо» —
на 20%, у сети «Ситилинк» — на 10%. Это отразилось на их местах в рейтинге.
Первая сеть ранее занимала пятое место, сейчас — седьмое. Второй ретейлер упал
с 16-го на 19-е место.
В связи с уходом из России из рейтинга выбыли IKEA, которая занимала 14-е
место в 2021 г., группа компаний Inditex — ранее 23-е место, H&M — 36-е
место, Adidas — 56-е место, Decathlon — 79-е место и Uniqlo — 81-е место. Их
общая выручка по итогам 2021 г. оценивалась INFOLine в 541,7 млрд руб., доля в
категории non-food — 3,8%, общее количество торговых объектов — 1199.
Глава INFOLine Иван Федяков считает, что российский рынок вырос в прошлом
году за счет его консолидации. Также, по его мнению, важной тенденцией прошлого
года стал рост онлайн-продаж.
«Онлайн-торговля в прошлом году выросла почти на 40%. Это существенно
больше, чем общий рост оборота торговли, даже если считать его в деньгах.
Конечно, во многом это связано с эволюционным развитием — онлайн-торговля
прирастает во всем мире, но Россия по этому показателю еще существенно отстает
даже от [средних] общемировых цифр. У нас на электронную коммерцию по итогам
2022 г. приходится около 13%, в мире уже больше 20%», — цитирует издание
Федякова.
Кроме того, в прошлом году на фоне ограничений поставки продукции в Россию
маркетплейсы увеличили продажи благодаря реализации контрафактной
продукции.
В мае вопрос о том, что российские маркетплейсы
должны контролировать работу продавцов и проверять
подлинность товаров до продаж, начали обсуждать на базе Общественного совета
при Роспотребнадзоре.
Иван Федяков сообщил, что INFOLine прогнозирует падение рынка на 4–7% в
натуральном выражении. По его мнению, реальные доходы населения будут
продолжать снижаться. А будущие форматы розницы — это дискаунтеры.
Свежие комментарии